Арт терапия для малышей. Эффективность занятий арт-терапией для детей и взрослых - виды, методы и упражнения

Арт-терапия, которая в буквальном смысле переводится как «лечение искусством», представляет собой эффективный и увлекательный комплекс методов психологической коррекции и оздоровления. Разработанный в середине прошлого века, такой метод с успехом применялся в Европе и США для психологической работы с детьми, которых вывезли из фашистских лагерей. Сегодня терапия искусством не только не утратила популярности, но и получила всеобщее распространение, особенно для лечения дошкольников, а также детей-инвалидов. Из данной статьи узнаем, что представляет собой арт-терапия для детей и каковы ее задачи.

Задачи арт-терапии

Рассматриваемый метод психологической помощи весьма полезен детям с различными психологическими заболеваниями, такими как: нарушение речи или задержка умственного развития. Упражнения арт-терапии помогают малышам побороть агрессию и негатив, научиться выражать свои взгляды и чувства, поднять самооценку, решить имеющиеся конфликты и проблемы, а также привести свои мысли и чувства к гармонии. Несомненными плюсами такого метода является его доступность и отсутствие противопоказаний.

Перед арт-терапией стоят следующие задачи:

  • выявление психологических проблем;
  • вывод наружу скрытых мыслей и чувств;
  • возможность выпустить, отработать агрессию и негативные эмоции;
  • усиление эффективности психотерепевтического лечения;
  • развитие творческих способностей;
  • повышение самооценки;
  • помощь в установлении социальных контактов;
  • концентрация на собственных чувствах и ощущениях.
  • развитие самоконтроля.

В общем смысле целью арт-терапии является «переключение» активности полушарий мозга. Как известно, левое полушарие отвечает за разум и сознание. Оно является цензором, который не позволяет выходить наружу эмоциям и чувствам. Данный метод психологической помощи, посредством творческой деятельности, помогает активизировать работу левого полушария, запуская тем самым бессознательные процессы, которые и выпускают наружу подлинные переживания. Такая работа приводит к осознанию и исправлению внутренних страхов, комплексов и «зажимов».

Методы арт-терапии

На сегодняшний день существует множество методов арт-терапии, а все потому, что этот способ психологической помощи охватывает все сферы искусства и творчества. Перечислим самые основные:

1. Изотерапия (работа, связанная с изобразительным искусством, лепкой и рисованием позволяет раскрыть свой творческий потенциал, избавиться от комплексов, обретя уверенность в себе).

2. Сказкотерапия (знакомство со сказками, которые помогают детишкам избавиться от комплексов, найти выход из затруднительного положения, не терять силы и веру).

3. Танцевальная терапия (обучение танцам применяется для избавления от комплексов, а также в качестве профилактики неврозов).

4. Библиотерапия (используется для школьников, которым подбирают специальную литературу для отвлечения от негативных мыслей, борьбы с неврозами и другими проблемами эмоционального плана).

5. Драматерапия (ролевые игры и сценки с нестандартными условиями, которые помогают ребенку приобрести коммуникативные навыки и адаптироваться в окружающем мире).

6. Музыкотерапия (постукивания, хлопки и игра на музыкальных инструментах, помогающая избавиться от стресса и развить художественные способности).

7. Игротерапия (посредством игрушек дети моделируют жизненные ситуации, выпуская наружу свои страхи и желания, а значит, преодолевают психологические трудности).

8. Цветотерапия (известно, что зеленый цвет помогает быстрее восстановить силы, а голубой – быстро успокаивает; благодаря подбору вещей и предметов определенного цвета, ребенок может решить множество психологических проблем).

9. Песочная терапия (работа с песком успокаивает, помогает победить комплексы и страхи, снимает эмоциональное напряжение).

10. Куклотерапия (создавая куклу, ребенок вкладывает в них собственную боль, освобождая себя от негатива; такая терапия помогает раскрыть себя и избавится от психологических проблем).

Арт-терапия для детей – это уникальный способ психологической коррекции, помогающий ребенку увидеть мир гостеприимным и прекрасным. Берегите своих детей!

Метод оказания психологической помощи посредством художественного творчества. Арт-терапия - один из самых «мягких» и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов и даже педагогов. Так как, существует и педагогическое направление арт-терапии задачи, которой развитие, корркеция, воспитание и социализация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Арт - терапия для дошкольников

Одним из мощных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия для детей.

Арт-терапия - это метод оказания психологической помощи посредством художественного творчества. Арт-терапия - один из самых «мягких» и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов и даже педагогов. Так как, существует и педагогическое направление арт-терапии задачи, которой развитие, корркеция, воспитание и социализация.

Арт - терапия в дошкольном возрасте.

  • Воздействие с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок – всех видов творчества. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей, ведь всегда можно подобрать ту форму, которая наиболее близка и интересна каждому конкретному малышу.
  • Арт-терапия для детей действенна там, где другие методы психотерапии трудно применимы из-за младшего возраста и связанного с этим ограничения в вербальном общении, метод просто незаменим;
  • Арт-терапия нравится детям, поэтому эти занятия лишены элемента принуждения, а воспринимаются скорее как интересное времяпрепровождение. Психотерапия без принуждения гораздо эффективнее.

Существует множество разновидностей арт-терапии , основанных на работе с разными видами искусства:

  • Изотерапия (все, что связано с изобразительным искусством: рисование, живопись, лепка и т.д.),
  • Цветотерапия,
  • Песочная терапия,
  • Музыкотерапия,
  • Сказкотерапия (работа со словом – сочинение сказок, стихов и т.д.),
  • данс-терапия,
  • драматерапия и многие другие.

Главное условие для упражнений детской арт-терапии – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность.

Многие виды нетрадиционного рисования, рассмотреные в предыдущем разделе напоминают арт - терапевтические методики. И это так, всё нетрадиционное рисование является коррекционным с одной только разницей. Сам процесс арт-терапии кроме удовольствия, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Этот метод позволяет каждому человеку реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой.

Рассмотрим эти методы.

Арт-терапия для детей - упражнения.


Песочная арт-терапия – пожалуй, самое распространенное и любимое младшими дошкольниками упражнение, отвечающее всем вышеперечисленным требованиям.Все, что нужно для песочной арт-терапии – это обыкновенный ящик с песком, или песочница. Рисуя сухим или мокрым песком, строя из песка замки, создавая песочные фигуры, ребенок развивает тактильные ощущения, раскрепощается, самовыражается.


  • Рисование песком -

Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.

Помимо приобретения и освоения навыков рисования, рисование песком содержит общеразвивающую и психоэмоциональну составляющую, в основу которой положена методика Песочной терапии.

Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах.

  • Развивающая программа рисования песком нацелена на решение следующих задач:
  • Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение), процессы саморегуляции;
  • Развивать сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал ребенка, формировать коммуникативные навыки;
  • Тренировать мелкую моторику рук;
  • Гармонизировать психоэмоциональное состояние;
    формировать установку на положительное отношение к себе.

Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Марания



В буквальном понимании «марать» - значит «пачкать, грязнить». В нашем случае, в условиях арт-сессии, речь идет о спонтанных рисунках детей, выполненных в абстрактной манере, имеющих схожесть с рисунками доизобразительного периода - ритмичности движения руки, случайность мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов.

Краски помогают более открыто проявлять разнообразные эмоции, исследовать собственные переживания. Их можно облечь в привлекательную для детей форму: они могут замазывать краской вход в пещеру; брызгами, пятнами, разнообразными линиями создавать города, явления природы, сказочных существ; закрашивать цветными мелками собственный силуэт, нарисованный на полу, что позволяет ребенку без опасений удовлетворить деструктивные влечения. У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо».

Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку.

Нестандартность процесса приводит детей к собственным маленьким открытиям. Часто в ходе мараний дети отказываются от кисточек, губок и начинают рисовать пальцами и ладонями. Новизна мараний, необычность, и в то же время, естественность, родство детской природе способствуют тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и табу.
Результат мараний может иметь весьма привлекательный вид, либо наоборот, представлять собой бурое бесформенное пятно. Иногда ребенок замазывает краской всю поверхность листа, тщательно уничтожая пробелы и щели возле кромки. При этом бумага под силой нажима может вытираться до образования катышков или даже протираться до дыр. Нельзя сказать, что ребенок действует спонтанно, так как он нацелено достигает результата – абсолютно закрашенной или деформированной поверхности.

Результат создания зримого образа для автора имеет субъективную оценку, и она может не совпадать с оценкой других. Стремление к удовольствию от контакта с водой и грязью естественным образом раскрывается, когда ребенок испытывает психологическую безопасность и расслабляется.
Работа на одном листе в паре или всей группой добавляет выразительности результату, а также обогащает взаимодействие детей.

Акватушь - проста, необычна и близка детским играм с водой. Первым слоем на лист бумаги крупными мазками наносится гуашевый рисунок. После его подсыхания вторым слоем весь лист покрывается черной тушью (последняя сохнет быстро, если ее слой не слишком толст). Затем рисунок опускается в воду. В воде гуашь почти смывается, а тушь – лишь частично. В результате на черном фоне остается тонированный рисунок с размытыми контурами. Весь процесс, каждый его этап удерживает интерес создателей. При помощи акватуши дети с дефицитом внимания приобретают возможность получить радость от поэтапной деятельности с отодвинутым результатом, а испытывающие негативизм получают побудительный мотив для включения в творческую деятельность.


Штриховка, каракули

Штриховка, каракули – это графикаСамое доступное упражнение, для которого нужны только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Ребенок свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ. В процессе описания можно уже осознанно дорисовывать его, выделять контуры, заштриховывать отдельные участки и т.д.

Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными. Графические линии могут быть прямыми, изогнутыми, ломаными, закругленными, спиралеобразными, иметь вид галочек, пунктира.

Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере.
Чиркать можно, используя технику «фроттаж», когда заштриховывается поверхность листа, под которую подложен плоский предмет или заготовленный силуэт. Наверняка каждый пробовал так «проявить» монетку!

Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия.
Ритм штриховки, каракулей создает настрой на активность, тонизирует ребенка.


Монотипия – еще одна очень интересная разновидность изотерапии. Чернилами, тушью, акварелью или жидко разведенной гуашью на гладкой, не впитывающей краску, поверхности (пластик, линолеум, глянцевая плотная бумага и т.д.) делается рисунок: пятна, линии и пр. К этой поверхности прикладывается лист бумаги, на нем в зеркальном отражении отпечатывается нанесенный рисунок. Ребенок разглядывает то, что получилось, описывает возникший образ, дорисовывает его.

«Излечивает гнев и заполняет время», заключается в следующем. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.
При желании возможно готовый отпечаток дорисовать или приклеить сверху нужные элементы для завершения образа.

А может быть это будет так: Лист сгибается пополам, и снова раскладывается на столе. С одной стороны от сгиба наносятся пятна краски (хаотично или в виде конкретного изображения). Можно нанести краску непосредственно около линии сгиба, либо в другой части половины листа – от этого будет зависеть, сольются ли оригинал и будущий оттиск в одно целое или между ними будет расстояние, как между двумя разными изображениями. Затем лист снова сгибается и плотно проглаживается ладонью. Краска симметрично отпечатывается на другой половине листа. Сложенный лист раскрывается, и перед взором оказывается....


Ниткография - красивые необычные оттиски получаются с помощью ниток. Если нитку (30–50см) опустить в краску, затем выложить на листе по собственному усмотрению, оставив вне листа лишь кончик, а затем накрыть сверху другим листом, и придавив его рукой, вытянуть нитку из пространства между листами, то на обоих примыкавших к окрашенной нити поверхности останутся необычные отпечатки!


Рисунок на стекле

(обработанный край - техника безопасности).

В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.
Детям нравится рисовать на стеклах больших размеров, на них есть где развернуться. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети.
Часто случается, что кто-нибудь выливает на стекло много воды, перегоняет ее из стороны в сторону, собирает губкой, смешивает с краской и т.д. Такая манера характерна для детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих проблемы аффективно-личностного плана. Меньшая плотность и текучесть увеличивают скорость манипуляций, убирают статику и конкретику изображений. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить.

Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных и затюканных» замечаниями учителей и родителей, учебными неуспехами, нагрузкой, непомерными требованиями. Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.


Рисование пальцами
Почти во всех перечисленных выше способах создания изображений имелись комментарии о спонтанном переходе детей на рисование пальцами и ладонями.
Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь - плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал! Такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка.

Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила.
Далеко не все дети по собственной инициативе переходят на рисование пальцами. Некоторые, заинтересовавшись и попробовав этот способ, возвращаются к кисти или губке как к более привычным средствам изображения. Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.


Рисование сухими листьями.
Каждую осень в конце сентября дети собирают желтые, красные, рыжие листья, и несут букеты мамам. Но сухие осенние листья могут служить прекрасным материалом длч арт - терапии. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь.
С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге.
Когда дети пытаются изобразить какой то предмет, то изображение получается «лохматым», пушистым, малоразборчивым, но при этом эффектным и привлекательным.


Изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели, цветного песка. Маленькие дети высыпают на лист с клеем сыпучие материалы либо прямо из емкости для хранения, либо целыми горстями. Очень часто дети засыпают всю поверхность листа крупой, даже если до этого нанесли совсем немного клея. При стряхивании лишних материалов изображение все равно останется только в месте приклеивания.
Обстановка помогает детям приобретать новый опыт свободной активности, а манипуляции с сыпучими материалами - в социально разрешенной форме удовлетворять деструктивные влечения в обход социальных барьеров.
Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Рисование предметами окружающего пространства
Дети могут рисовать мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками и чем-то еще. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется, если, конечно, не является вредительством в чистом виде, не ущемляет права других детей. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребенка служит для взрослых знаком вовлеченности в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей. И еще это просто весело!
Рисование предметами окружающего пространства создает почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшения зависимости - в частности, от ритуалов, - повышения настроения, развития воображения, адаптационных способностей.


Трехмерные изображения из газет (фольги, слюды)
Во время творческих действий с газетами и скотчем создается образ, вызывающий положительный отклик у ребенка. Даже деструктивные акты разрывания, комканья, стискивания бумаги нацеливаются именно на созидание нового. К газете надежно приклеивается скотч, на нее хорошо ложится гуашь.

Внешний вид созданного продукта может получиться самым разным – от двумерных плоских силуэтов, до многоярусных пышно украшенных конструкций. Это зависит от возраста детей, воплощаемой идеи (или идей), количества создателей, стратегии психологического руководства. Взрослый может принимать участие в изготовлении творческого продукта, но стратегия взаимодействия с детьми и степень оказываемой детям помощи

должны быть определены задачами.

Можно сказать, что из «мусора» возрождается «ценность», также как в процессе арт-терапии из неуверенного, робкого, пугливого, затюканного постоянными придирками и нападками ребенка возрождается Личность.


Кроме описанных изобразительных техник и их вариаций, для эмоциональной тонизации детей 4-10 лет можно подбирать задания подобные тем, которые предложены в книгах «Веселое рождество» и «Веселые игры» Р. Гибсон и Д. Тайлер; «Игры на листе бумаги» М. Дрезниной; «Рисуем без кисточки» А.А. Фатеевой; «Развитие эмоционального мира детей» Н.Л. Кряжевой.


Как правило, дети выполняют задания арт-терапевта индивидуально, каждый создает свой рисунок или трехмерное изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ - общих картин, композиций, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы. В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом. Положительные переживания объединяют детей.


Арт-терапия – чрезвычайно популярное сегодня направление психотерапии. Это исцеление искусством и творчеством. Это терапия тела и души для детей и взрослых. Она считается “мягкой”, но в то же время чрезвычайно эффективной и способной справиться с психологической проблемой любой сложности.

Главное преимущество арт-терапии, обусловливающее ее популярность, заключается в возможности проводить арт-терапевтические методики самостоятельно , без помощи психолога. Конечно, сложную, многолетнюю и запутанную проблему без арт-терапевта решить трудно, но справиться со стрессом, расслабиться, отвлечься, наполниться позитивом, развить творческие способности, креативное мышление, научиться самоосознанию и самовыражению точно получится!

Диагностика психологической проблемы, психокоррекционная и психотерапевтическая работа в арт-терапии происходят в форме творческого самовыражения . Клиент арт-терапевта свободно, честно, открыто и не задумываясь выражает себя в искусстве посредством красок, глины, песка, звуков, движений и так далее (в зависимости от вида арт-терапии), а в результате находит, осознает и решает свою внутреннюю проблему.

Арт-терапия незаменима в работе с клиентами с особо чувствительной организацией души, как с теми, кто не умеет выражать себя посредством слов, так и с теми, кто привык за ними скрывать свои истинные мысли и чувства.

Дети открыты и непосредственны, они выражают себя прямо (в отличие от взрослых, которые, как правило, стремятся соответствовать нормам и стандартам, вести себя как положено, а не как хочется). Но дети, в отличие от взрослых, не умеют проговаривать свои проблемы, просто потому, что речь их еще недостаточно развита. Именно поэтому арт-терапия – прекрасная возможность для ребенка выразить себя!

Все дети любят заниматься творчеством, поэтому воспринимают поход к арт-терапевту не как прием у врача, а как творческое занятие, легко вступают во взаимодействие, идут на контакт, доверяют сокровенное психологу.

Взрослый человек – это индивид сознательный, он больше думает и делает, нежели чувствует и ощущает, это человек, который творческому детскому восприятию мира предпочитает логическое мышление.

Арт-терапия позволяет практически полностью снять барьеры и “цензуру” сознания взрослого человека, ведь все арт-терапевтические методики проективные. Процесс творчества и его результат во время арт-терапии – это прямая проекция бессознательного личности во внешний мир.

Не логическим, а интуитивно-чувственным путем, в результате инсайта (внезапного озарения) приходит и осознание психологической проблемы, и нахождение путей ее решения.

Арт-терапия для детей

Видов, подвидов и разновидностей арт-терапии огромное количество, собственно, как и направлений в искусстве и творчестве.

Арт-терапевтическая работа с маленьким ребенком, чья личность только начинает формироваться, имеет особую специфику. Такая работа очень часто из разряда психологической переходит в разряд педагогической. Занимаясь с ребенком арт-терапией, можно не только помочь ему справиться с той или иной психологической проблемой, но и преподать в интересной и наиболее понятной для него форме те или иные знания, умения, навыки.


Лучшие виды арт-терапии для детей:

  1. Изотерапия. Рисовать, лепить, делать аппликации любят и умеют все детки. Это прекрасный способ перенести на внешний объект не выраженные негативные эмоции, снять напряжение и избавиться от страхов.
  2. Игротерапия. Направлена на преодоление социально-психологических трудностей. Заключается в том, что ребенок моделирует разные социальные ситуации, в которых ему трудно самовыражаться и проигрывает их, выбирая нужные игрушки.
  3. Песочная терапия. Также проводится в игровой форме. Ребенок при поддержке и под руководством арт-терапевта в мини-песочнице воссоздает картину своей жизни или волнующей ситуации. Такая терапия помогает обрести уверенность в себе, избавляет от страхов и комплексов.
  4. Драматерапия. Заключается в разыгрывании арт-терапевтических ролевых игр. Во время такой арт-терапии приобретаются коммуникативные навыки, ребенок учится общаться и выражать себя, а также происходит коррекция самооценки.
  5. Сказко- и библиотерапия. Терапевтические сказки слушают детки помладше, ну а школьники сами читают те книги, которые оказывают на них благоприятное влияние, развивают личность. Терапия книгой избавляет от страхов, комплексов, неврозов, поднимает самооценку, учит ставить и достигать личные цели, прививает культурные ценности.

Арт-терапия для взрослых

Взрослым людям, как правило, сложнее чем детям выражаться посредством творчества, так как они часто стесняются, зажимаются, считают, что недостаточно талантливы, чтобы лепить, рисовать, танцевать, петь и так далее, хотя арт-терапевт всегда предупреждает и говорит о том, что абсолютно не важно как творит человек, важен сам факт его творчества, сам процесс смелого и открытого выражения мыслей, эмоций, настроения, страха, тревог, комплексов, стресса и так далее.

Арт-терапия – это та свобода самовыражения , которой так недостает взрослым людям, что они уже почти и забыли как важно просто быть собой, действовать без строгих указаний и рамок, делать что хочется.


Лучшие виды арт-терапии для взрослых:

  1. Музыкотерапия. Арт-терапевтическое воздействие оказывает любая любимая музыка! Хорошо когда человек одновременно и слушает, и поет, пританцовывает под музыку. Вот почему многие так любят караоке! Правда, лучший вариант караоке – это караоке на дому, в одиночестве или в кругу близких, а не под пристальными взглядами незнакомых людей в караоке-баре.

Разновидностей и стилей музыки огромное количество, но ни один из них не сравнится с классикой по тому лечебному эффекту, которое она оказывает на психическое и физическое здоровье человека.

Короткий список арт-терапевтической классической музыки:

  • “Реквием” Моцарта и вступление к “Пятой симфонии” Чайковского помогают преодолеть депрессию,
  • вальсы Штрауса и мазурки Шопена – от тревожности,
  • “Сентиментальный вальс” Чайковского и “Итальянский концерт” Баха – от агрессивности,
  • “Чардаш” Монти – при апатии,
  • “Времена года. Июнь. Баркарола” Чайковского, “Старинная песенка” и “Пастораль” Бизе – для расслабления.

Наиболее арт-терапевтические цвета:

  • Желтый – помогает сосредоточится, повышает творческую активность, избавляет от депрессии.
  • Оранжевый – бодрит, снимает стресс, борется с депрессией.
  • Зеленый – снимает напряжение, гармонизирует, заряжает оптимизмом.
  • Синий и голубой – снимает эмоциональное напряжение, успокаивает, помогает расслабиться.

Арт-терапия, пожалуй, лучший вид психотерапии и само-терапии, который позволит не просто справиться с той или иной психологической проблемой, но встать на путь развития личности . Это та работа над собой, которая меняет мировоззрение, которая позволяет с “позиции жертвы” перейти на уровень сознания “Волшебник”, стать творцом своей судьбы.

Дополнительную информацию об арт-терапии Вы найдете в статье “ ”.

10

Счастливый ребенок 21.04.2017

Дорогие читатели, знакомы ли вы с таким понятием, как арт-терапия? Оказывается, это относительно новое направление современной психотерапии активно используется специалистами не только с взрослыми, но и с детьми. Многие упражнения можно с большим успехом предлагать ребенку дома, при этом достигая сразу нескольких целей: и весело провести время, и понять, что тяготит вашего малыша, и помочь ему мягко решить возникшую трудность. Ведь в арт-терапии для детей используются отнюдь не горькие пилюли и микстуры, а то, чем и так богато и счастливо детство – творческое мышление, фантазию, яркие образы и самые любимые деткам занятия. Скажите, кто из детишек откажется лишний раз порисовать, потанцевать, поиграть в интересную игру?

Сегодня на блоге мы познакомим вас поближе с арт-терапией в работе с детьми, и предложим подборку веселых игр-упражнений, которые можно применять дома, со своим ребенком.

Я передаю слово ведущей рубрики Анне Кутявиной.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Когда речь заходит об арт-терапии, я не могу остановиться, перечисляя ее многочисленные плюсы. Наверное, это связано с тем, что я сама – арт-терапевт, и за моими плечами – годы работы с детишками в этом методе. Но все равно, каждый раз, наблюдая новые успехи малышей, их большие и маленькие открытия, а также необыкновенные перемены, я поражаюсь снова и снова. Казалось бы, просто рисунок, игра в песочнице, танец, сказка. Но как благодаря им меняется мир, и вокруг, и внутри нас!

Но давайте же сначала познакомимся поближе с арт-терапией, и узнаем, с чем же ее «едят».

Арт-терапия в работе с детьми и взрослыми и ее задачи

Что такое арт-терапия? Это направление психотерапии, которое подразумевает создание и анализ творческих произведений. Буквально слово «арт-терапия» переводится как лечение искусством. Но для целей арт-терапии совсем не обязательно быть гениальным художником, музыкантом или поэтом с «профильным» образованием. Достаточно просто взять в руки необходимые для того или иного вида творчества инструменты, расслабиться, отпустить внешнюю суету и переживания, и погрузиться в процесс.

Однако не любое творчество можно отнести к арт-терапии. Обычная лепка, танец, рисование еще не являются лечением. Но нужным образом направленное, скоординированное творчество (не путать со специальным обучением творчеству – по сравнению с ним арт-терапия более спонтанна) способно помочь:

  • отреагировать непрожитые эмоции, докопаться до истинных чувств и мыслей;
  • диагностировать психологические проблемы;
  • в адекватной форме выпустить агрессию и прочие негативные проявления;
  • облегчить процесс коммуникации, установления отношений с другими людьми;
  • повысить самооценку;
  • научиться контролировать собственное внутреннее состояние;
  • справиться со страхами, тревожностью, многими психосоматическими проявлениями;
  • приобрести новые, более конструктивные модели поведения в той или иной ситуации;
  • получить удовольствие от самовыражения.

Казалось бы, «просто» детские шалости. А какое огромное влияние они оказывают на человека!

Арт-терапия прекрасно работает и с взрослыми «пациентами». Но с детишками она в буквальном смысле творит чудеса! Может быть, потому что нам, большим тетям и дядям, не так-то легко отключить в себе контролера и «надзирателя» и безоценочно творить?

Виды и методы арт-терапии в работе с детьми

Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Более того, все время появляется что-то новое. Но к основным видам лечения творчеством можно отнести:

Изотерапию – лечение при помощи средств рисования, изобразительного искусства. Материалы для такой терапии – бумага, кисти, краски, реже – карандаши, ручки, мелки.

Песочную терапию – занятия с использованием специально организованной песочницы. Кроме непосредственно ящика с песком, в терапии используются маленькие фигурки, природные материалы и прочее.

Библиотерапию – специальной работы с текстом. Так, можно читать текст, выбирать и выписывать запомнившиеся слова, сочинять из них предложения и т.д..

Музыкотерапию – занятия с помощью прослушивания музыки, создания собственных ритмов, игры на музыкальных инструментах.

Тканевую терапию – при помощи работы с тканями.

Цветотерапию – использование для терапии разных цветовых сочетаний и образов.

Куклотерапию – она подразумевает создание кукол из различных материалов, и дальнейшее взаимодействие с ними: проигрывание историй, сочинение сюжетов ит.д.

Мандалотерапию – занятия с детьми с помощью создания мандал. Их можно рисовать на бумаге или на песке, создавать из разных материалов.

Фототерапию – создание фотографий и дальнейшей терапевтической работы с ними;

МАК – занятия при помощи работы с метафорическими ассоциативными картами.

Тестопластику – терапию с помощью воздействия на пластилин, тесто, глину, другие пластичные материалы.

Коллажирование – лечение и наполнение ресурсами с помощью создания коллажей.

Кинотерапию – терапия при помощи кинофильмов и роликов.

Танцевально-двигательная терапия – лечение с помощью танца.

В работе с детьми, особенно маленькими, чаще всего используются изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, тестопластика и куклотерапия. Да-да, это как раз то, что больше всего на свете любят дети: рисовать, читать сказки, лепить, играть в песочнице и с куклами. Волшебный доктор Арт-терапия лечит только тем, что приятно и безболезненно!

Упражнения для занятия арт-терапией с детьми

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть с детишками, и заодно почувствовать себя чуточку арт-терапевтом. Для знакомства с методом возьмем самые, на мой взгляд, простые и быстрые, а также очень любимые детьми направления – изотерапию и песочную терапию.

Изотерапия

Фактически все дети любят рисовать. Почему бы не позаниматься вместе с детишками? Для изотерапии можно использовать следующие материалы: бумагу, кисти и краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки. Все, чем можно рисовать. Для начала предложите ребенку самому выбрать, чем бы ему сейчас хотелось порисовать.

Каракули

Очень простое и доступное упражнение. Предложите крохе взять карандаши или краски, и нарисовать любые линии. Можно рисовать любым цветом, с любой силой нажима, любой формы и размера. В ходе рисования попробуйте найти в линиях какой-то образ, вместе с ребенком дорисуйте его.

А можно и не искать в каракулях смысл, и просто водить карандашом по бумаге, таким образом самовыражаясь.

Рисование рукой

Чудесный способ позволить ребенку испытать неимоверную радость! Ведь обычно «пачкать» руки нельзя, а тут вдруг можно! Предложите малышу порисовать всей ладошкой, кончиками пальцев, костяшками пальцев, ребром ладони, используя гуашь или специальные пальчиковые краски. Не надо давать какое-то определенное задание. Просто позвольте крохе раскрепоститься, нанося размашистые, беспорядочные мазки, и испытывая необычные тактильные ощущения и выходя за рамки дозволенного.

С помощью данного упражнения можно скорректировать состояние страха, подавленности, тревожности.

Рисование музыки

Предложите ребенку краски, кисточки, бумагу, включите запись классической музыки, например, Моцарта или Чайковского. И попросите нарисовать музыку, которую он слышит, используя любые линии и цвета. Так, как он сам почувствует.

Благодаря данному упражнению ребенок учится выражать на бумаге свои эмоции и чувства, а также развивает воображение.

Упражнение «Цветок»

Ребенку постарше можно предложить упражнение «Цветок» . Дайте ему бумагу, кисти и краски, карандаши. Попросите закрыть глаза и представить чудесный цветок. Какой он? Какой у него запах? Где он вырос? Что вокруг него? А теперь пусть ребенок откроет глаза и попробует нарисовать все то, что только что представил.

Вместе с ребенком придумайте историю о цветке. Какое у него настроение? Что он любит? Как проходит его день и т.п. Если история идет в грустном ключе, предложите дорисовать картинку или изменить историю в позитивном направлении.

Такое упражнение помогает развивать фантазию, снимать эмоциональное напряжение.

А сейчас давайте посмотрим, как можно интересно провести время с детьми на занятиях лепкой. О чем можно поговорить, что нам расскажут нам детские поделки.

Песочная арт – терапия для детей

Песок – чудесная среда для развития навыков ребенка и даже для коррекции и терапии имеющихся проблем. Сам по себе песок приятный наощупь, сыпучий, легко заполняет любую форму, с ним дети могут играть часами. Вспомните хотя бы, что происходит на берегах морей и рек, а также возле больших песочниц во дворе. Детей не оторвать от песка!

«Волшебные» свойства песка не могли остаться незамеченными специалистами. Песочница активно используется в психологическом, арт-терапевтическом процессе. Правда, психологическая песочница должна иметь определенные размеры – 50*70*8 см, и изнутри выкрашена в синий или голубой цвет, как символ неба и воды.

Но в домашних условиях мы можем использовать и подручные средства – небольшие подносы, ящички, даже пластиковые тазики, наполненные песком. Главное условие – песок должен быть безопасным для ребенка, то есть чистым и обеззараженным. Для этого можно купить специальный песок, или взять обычный, промыть его и прокалить в духовке.

Также для игр понадобятся небольшие фигурки – высотой до 8 см. Это могут быть куклы, фигурки животных, деревья, домики, предметы интерьера, природные материалы. У психологов обычно имеется целая коллекция таких игрушек. Но дома достаточно иметь хотя бы минимальный набор.

Знакомство с песком

В самом начале предлагаем ребенку «познакомиться» с песочницей:

«Поздороваться» с песком (помните, что игра в песочнице – это уже создание сказки, а в сказке все живое).

Поскользить ладошками по песку прямыми линиями, круговыми движениями, как змейки, или зигзагообразно. Затем то же самое сделать ребрами ладоней.

Набрать песок в ладонь или сразу в две, и высыпать тонкой струйкой.

Закопать в песок ладошки, затем их «найти», приговаривая: «А где же наши ручки? Куда они спрятались?».

Положить в песок раскрытую ладошку и закрыть глаза. Потом мама или папа насыпает песок на пальчик, а кроха должен угадать, на какой палец попал песочек.

Оставить следы на песке. Можно предложить малышу попрыгать пальчиками по песку, как зайка, пройтись, как большой медведь, или проползти, как ужик.

Обязательно обсуждайте с ребенком его ощущения, разницу в оттисках, задавайте вопросы. Не стоит навязывать своего мнения, слушайте своего ребенка и помогайте ему, не поправляя и ни в коем случае не критикуя. Обязательно похвалите за успехи.

Создание волшебного мира

Для того чтобы познакомиться поближе с переживаниями и чувствами ребенка, можно предложить ему следующее упражнение. Нужна песочница и набор маленьких фигурок. Инструкция к заданию такова:

«Представь, что ты – настоящий волшебник. Перед тобой – сказочная страна. И ты можешь наполнить ее всем, чем хочешь. Создать любые природные условия, населить людьми, животными или другими существами. Располагай их так, как тебе хочется».

Обычно детки с огромной радостью начинают творить, сразу погружаются в свой мир. Уже по тому, с чего ребенок начинает «строительство», как он подходит к процессу, можно многое узнать о нем самом. Он быстро-быстро все построил, действуя крупными мазками? Или медлит, долго обдумывает свое решение, не может никак определиться с местом для фигурки? А, может, переставляет каких-то персонажей все время, не в силах подобрать им место?

Когда мир будет создан, и малыш скажет, что он закончил, обсудите с ним картину. Расспросите, кто живет в этой волшебной стране, как она называется, чем занимаются жители, что с ними происходит. Если ребенок озвучил какую-то проблему с героем – например, этот тигр очень злой, и ему плохо – попробуйте вместе найти решение. Может, тигру просто нужен друг? Или он должен делать то, что ему нравится? «Идите» за ребенком, продолжая его мысли. И вы сами удивитесь, насколько эффективным может быть это упражнение.

Аналогично можно предложить ребенку создать картину «Моя семья», «Мои друзья», и узнать, каким малыш видит свое окружение, что можно изменить в этой системе в лучшую сторону.

Упражнений и техник арт-терапии в работе с детьми существует великое множество. Они помогают развивать воображение, моторику, реализовывать творческие способности. Но совсем не обязательно дома, занимаясь с малышом, следовать каким-то строгим инструкциям.

Арт-терапия во многом – спонтанность, основанная на чутье, умении видеть и принимать другого, понимать его без слов, через искусство. Подбирая техники, учитывайте возраст ребенка, его психоэмоциональное состояние. Ведь кто, как не мы, родители, способны лучше всех чувствовать своего ребенка?

Не старайтесь влиять на результат творчества. Цель арт-терапии – не создание шедевров, а простое и доступное самовыражение, возможность познакомиться со своим внутренним миром и помочь ему стать ярче, веселее, светлее. Хотя, порой люди открывают в себе просто удивительные таланты…

Я искренне желаю вам и вашим семьям здоровья и счастья! Творите на радость!

Анна Кутявина, психолог, сказочница, хозяйка сайта Сказочный мир

Я благодарю Аню за мысли. Занимайтесь с детьми, развивайтесь обязательно и сами. Ведь такие методы и нам, взрослым могут быть очень интересны. Не так давно я сама для себя открыла фототерпию. Очень понравился мой опыт. О нем я писала в статье Пробуждение себя через фототерпию Фотогеничная «колючка» расторопша

Не секрет, что многие заболевания и у взрослых, и у детей тесно связаны с психологическими аспектами. И без устранения первопричины, предпосылок, которые легли в основу недуга, вылечить человека довольно сложно. Для выявления скрытых психологических факторов болезни и для оказания помощи ребенку, у которого имеются проблемы со здоровьем, существует такой метод, как арт-терапия. О том, что она собой представляет и эффективна ли она, мы расскажем в этой статье.


Что это такое?

Арт-терапия включает в себя множество методов воздействия на психику и эмоциональную сферу ребенка искусством, творчеством, созиданием прекрасного. Арт-терапевтические занятия довольно широко используются детскими психологами, психотерапевтами, психиатрами, а также социальными педагогами и реабилитологами.

Посредством понятных и простых действий, которые составляют суть метода - рисование, танцы, музыка, лепка и т. д. – ребенок может открыть потаенные уголки своей души, выразить тревоги и волнение, которые не всегда в силу возраста или иных факторов может выразить словами.

Широкое применение упражнения арт-терапии получили в диагностике: психолог или психотерапевт по результатам детского творчества вполне может установить причины его беспокойства и даже заболеваний. Довольно успешно арт-терапия применяется в лечении и коррекции нарушений эмоциональной сферы, неврастении, постстрессовых расстройств, расстройств личности ребенка, некоторых психических заболеваний.



Увлекательные занятия помогают социальным педагогам в реабилитации трудных подростков, детей, попавших в сложные жизненные обстоятельства. Педагоги используют упражнения и некоторые методы такого вида терапии в занятиях с детьми дошкольного возраста, поскольку они способствуют более гармоничному развитию личности. Довольно эффективной является арт-терапия в реабилитации детей-инвалидов. Результаты такого «лечения», на которое дети идут с большим удовольствием и энтузиазмом, порой превосходят результаты от традиционных медикаментозных и физиотерапевтических методов терапии.

Официальная медицина давно приняла и признала эти методы, благодаря чему арт-терапию часто включают в общий комбинированный курс лечения. Доступность и простота методов дают родителям дополнительные возможности: даже если на весь населенный пункт нет ни одного арт-терапевта, мамы и папы вполне могут освоить основные методы и виды арт-терапии самостоятельно и заниматься с ребенком дома.

Арт-терпия имеет богатое прошлое. Первым термин придумал художник Адриан Хилл, случилось это в 1938 году. Он успешно применил некоторые способы и методы при работе с пациентами противотуберкулезного центра. Затем техники были взяты на вооружение американскими психологами. Их в основном применяли для реабилитации ребят с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).


Самых потрясающих результатов удалось добиться в работе с малышами и подростками, которых вывезли из фашистских концентрационных лагерей во время Второй Мировой войны. Первая в мире профессиональная Ассоциация арт-терапевтов была учреждена в США в 1960 году.

Показания

Арт-терапия рекомендована большому кругу детей и подростков различных возрастных категорий. Противопоказаний к ней нет, поэтому заниматься может любой желающий, такая терапия не способна нанести вред психике и здоровью маленького пациента.


Но первостепенно методы и виды лечения искусством рекомендованы:

  • ребятам, которые демонстрируют трудности с выражением чувств и эмоций (капризные, истеричные, замкнутые и стеснительные дети);
  • ребятам, пережившим сильный стресс;
  • детям, страдающим депрессией:
  • эмоционально нестабильным ребятам;
  • приемным детям, которые могут испытывать чувство собственной «ненужности», отторжения миром;
  • детям и подросткам, которые находятся в состоянии конфликта с родителями и ровесниками;
  • ребятам, в семьях которых царит неблагожелательная и психологически неблагополучная обстановка, а также детям из неполных семей;
  • ребятам, страдающим различными фобиями;
  • детям с аутизмом;
  • детям-инвалидам от рождения (ДЦП и т. д.);
  • детям, ставшим инвалидами в результате заболевания или травмы в осознанном возрасте;
  • детям с низкой самооценкой;
  • детям с нарушениями ЦНС, с задержкой речевого и психомоторного развития);
  • тревожным и гиперактивным ребятам.




Заниматься можно с самого раннего возраста, некоторые методы даже подходят детям до года. На пользу занятия пойдут и родителям, поскольку основные методы эффективны и в отношении взрослых. А потому совместные занятия только приветствуются.

Виды

Искусство, от которого и берет свое название метод лечения, многогранно, поэтому и видов лечения искусством существует достаточно много. Основные методы таковы.

  • Изотерапия (лечение рисованием) - широко применяется для диагностики психологических травм у ребенка, сложностей подросткового периода, у детей застенчивых и скрытных.


  • Библиотерапия (лечение книжкой) - самый известный подвид этого метода - сказкотерапия, используемый для детей младшего дошкольного и школьного возраста.
  • Музыкотерапия (лечение музыкой) - метод, который в диагностических целях используется редко, но широко и вполне успешно применяется для снятия повышенной тревожности, раскрепощения и релакса. Часто применяется для коррекции психологического состояния малышей и подростков с нарушениями зрительных функций.
  • Драматерапия (лечение приобщением к театральному действу) - метод хорошо показывает себя в работе с тревожными и чрезмерно эмоциональными мальчиками и девочками.
  • Куклотерапия (лечение кукольным театром) - метод разработан специально для занятий с детьми, у которых имеются нарушения речи, аутистического спектра, постстрессовыми расстройствами.
  • Танцевальная терапия (воздействием танцем) - лечение, которое отлично зарекомендовало себя в решении проблем зажатых и скрытных ребят, детей, страдающими ЗПР (задержкой психического развития).
  • Песочная терапия (манипуляции с песком и мелкими фигурками) - метод аналитической психотерапии. Применяется и в традиционной психиатрии для диагностики некоторых нарушений восприятия. Особенно эффективны такие уроки для детей-аутистов и малышей, переживших серьезные психологические травмы, насилие.
  • Глинотерапия (лечение лепкой) - этот метод является разновидностью изотерапии, но имеет ряд преимуществ: во время лепки происходит стимуляция нервных окончаний на подушечках пальцев и на ладонях. Именно это дает положительные результаты в коррекции состояний у детей с нарушениями ЦНС, с нарушениями зрения, слуха, при энурезе и других патологиях.

Сегодня становятся популярными и сопутствующие разновидности арт-терапии, которые появляются по мере естественного развития технологий. Так, в последние годы набирает обороты фототерапия - метод, который применяют для детей подросткового возраста, особенно для так называемых «трудных» детей.



Создавая фотографии, выбирая ракурсы и композицию кадра, дети раскрываются, становятся более понятными для взрослого (родителя, психолога). Понимание мотивов и проблем конкретного маленького человечка позволяет взрослому найти единственно верный «ключик» к поведению и поступкам ребенка.

Цели

Только на первый взгляд скептически настроенного взрослого рисование или лепка из глины никак не решают основной проблемы ребенка, если у него неизлечимое заболевание или он стал жертвой психологического насилия. На самом деле процессы, которые происходят при арт-терапевтическом занятии, хоть и незаметны визуально, имеют огромное значение для реабилитации ребенка.

В первую очередь арт-терапия дает возможность ребенку выплеснуть наружу все негативные внутренние эмоции, которые зачастую и становятся причиной болезней (страх, гнев, раздражение, нетерпимость, неприятие окружающего мира). После переноса этих эмоций на лист бумаги, кусок глины, в танцевально-двигательную активность или в фотоснимок ребенок испытывает облегчение, а специалист-психолог или психосомат получает возможность выявить тревожные факторы, проблемы и беды маленького человечка, чтобы найти путь их решения.


Официальные источники энциклопедического свойства объясняют эффект от арт-терапии процессом сублимации - именно перенесение содержимого внутреннего мира наружу позволяет ребенку освободиться от негатива или ужаса, которые поселились в нем, и начать воспринимать мир иначе.

В качестве вспомогательной техники арт-терапия хорошо зарекомендовала себя в лечебной практике психиатров и психотерапевтов. Обучение ребенка рисованию или танцам позволяет взрослому быстрее наладить контакт даже с самым необщительным и замкнутым ребенком.

Доказано, что даже один курс арт-терапии повышает детскую самооценку, развивает в ребенке самоконтроль, прививает хорошую привычку анализировать и осознавать собственные чувства и эмоции, а также развивает творческие способности, которые, как известно, есть абсолютно у каждого человека на Земле.


Характеристика видов - как заниматься?

Отдельные виды арт-терапии нуждаются в отдельных пояснениях, поскольку многие родители хотели бы опробовать такие занятия со своими детьми. Давайте подробнее рассмотрим некоторые из видов.

Изотерапия

Нет на свете детей, которые не любили бы рисовать, а потому именно этот метод считается самым доступным и распространенным. Метод бывает пассивным и активным. В первом случае родителям придется водить ребенка в картинную галерею или показывать репродукции известных полотен дома, рассказывая, что на них изображено, почему и как. Обязательно нужно обсуждать с ребенком картину, давать устные характеристики персонажам и сюжету.


Пассивная изотерапия не подходит для очень маленьких детей, которые пока не в состоянии сформулировать мысли, а также для детей, для которых идентификация зрительных образов затруднена (слабовидящие и слепые). Вряд ли будет интересным данный метод и для подростков.

Активная изотерапия - это сам процесс рисования. При этом используется несколько техник. Для ребенка любого возраста подойдет так называемая проективная изотерапия, при которой можно позволить себе перенести на бумагу мечты, цели, планы, страхи и дискомфорт. Задания для таких рисунков могут быть любыми, лишь бы ребенок в ходе рисования мог представить ситуацию применительно к самому себе: «Я в будущем», «Как я провел день» и т. д.

Личностная изотерапия позволяет работать в основном с детьми младшего школьного возраста и старше. Суть в том, чтобы позволить ребенку вложить в рисунок свой стресс, тем самым освобождая себя от него. Для этого дается задание создать рисунок на вольную тему. Неограниченный тематикой, школьник сразу начнет изображать именно то, что волнует его больше всего.


Для ребят, переживших стресс, страхи можно применять технику «Нарисуй свой ужас». Собственно, это и есть тема рисунка. Не стоит удивляться, что ребенок использует черные и красные цвета, острые углы, непонятные формы. Чем более агрессивным будет рисунок, тем лучше.

Есть категория детей и подростков, которые рисовать не хотят. Для них специально созданы особые раскраски-антистресс. Большое количество мелких деталей, которые нужно раскрасить, помогут успокоиться, сосредоточиться, расслабиться.

Если мама решила заниматься изотерапией с ребенком, следует понимать, что каждый живописный «шедевр» необходимо обсудить с сыном или дочкой, постараться сделать так, чтобы ребенок рассказывал, что и почему изображено, как он лично относится к тому, что изобразил. В помощь начинающим можно порекомендовать почитать книгу Е. Свистуновой «Разноцветное детство» или книгу Армине Вороновой «Арт-терапия для детей и их родителей».


Библиотерапия

Лечение словом показывает отличные результаты для ребят различного возраста. В психотерапии чаще всего используют басни, сказки и рассказы. Применительно к детям большей популярностью пользуется сказкотерапия. Слушая сказку или басню, малыш может ассоциировать себя с тем или иным героем повествования. Он получает редкую возможность пережить самые разные страхи, пройти через различные испытания не проходя через них в реальности. Все стрессовые ситуации ребенок переживет в своем воображении.

Лечение книжкой очень полезно детям с задержкой психического и речевого развития. Оно обогащает их представления о мире, стимулирует интеллектуальные способности, позволяет найти свое место в социуме, а также дает представление о путях выхода из сложных ситуаций по примеру полюбившихся героев.


Родителям, которые хотели бы практиковать сказкотерапию, стоит обратить внимание на русские народные сказки с простыми и понятными сюжетами. Также рекомендуется прочесть пособие группы авторов Прохорова, Рубановой и Отрадновой «Исцеляющая сила сказки - сказкотерапия для взрослых и детей».


Музыкотерапия

О чудесных свойствах хорошей музыки знают все. Некоторые мамы включают классическую музыку не только своим маленьким детям, но и еще не рожденным малышам, во время беременности. Действительно, гармоническое воздействие звуков на кору головного мозга человека трудно переоценить.

Для детей дошкольного и школьного возраста доступна активная музыкотерапия. Для малышей - в основном рецептивная музыкотерапия. Рецептивным называется метод прослушивания музыкальных композицией, а активным - метод самостоятельного музицирования на музыкальных инструментах.

Для пассивного прослушивания подойдут классические мелодии, чаще всего в психотерапии используют музыку Баха, Моцарта, Вивальди. Она насыщена эмоциями и позволяет ребенку ассоциировать собственные чувства со звуками и гармонией (грусть, радость, ожидание чего-либо).


Для подростков и школьников среднего звена можно использовать специальные музыкальные композиции для релаксации и медитации.

Мама дома может практиковать музыкотерапию как сопутствующий метод при занятиях рисованием, лепкой, танцами. Негромкая и ненавязчивая музыка может играть практически постоянно - во время совместной уборки с ребенком, во время приготовления пищи.

Доказано, что пассивное прослушивание музыки снижает уровень эмоционального напряжения, позволяет расслабиться и избавиться от стресса. Активное музицирование пробуждает творческие способности, повышает коммуникативные навыки, способности к обучению. Так, дети, которые посещают музыкальную школу, более успешны в математике и черчении, в геометрии и изучении иностранных языков.

Для коррекции особых состояний и отдельных заболеваний существуют выделенные разновидности музыкотерапии. Чтобы узнать о них больше, можете прочесть такие книги: «Музыкотерапия при заикании» (С. Машура, З. Матейова), «Музыкальная терапия для детей» (Методическое пособие), «Основы музыкотерапии и гениальности» (А. Рощин), «Музыкальная терапия для детей с аутизмом» (Д. Алвин).


Куклотерапия

Два выдающихся детских психолога И. Медведева и Т. Шишова разработали уникальный метод воздействия на детскую психику посредством кукольных представлений. Этот метод хорошо помогает в решении конфликтов и терапии фобий.

Задача взрослого – разыграть маленький импровизированный спектакль на тему происшествия или ситуации, которая травмировала ребенка. В главной роли будет кукла или мягкая игрушка, которой малыш всецело доверяет и которая является его любимой игрушкой. Каких кукол мама захочет использовать для домашних представлений, не имеет большого значения - подойдут и марионетки, и пальчиковые куклы, и куклы-варежки, а также самые обычные куклы и игрушки.

Что дает ребенку такой спектакль? Он снимает напряжение, позволяет малышу взглянуть на его проблему или страх со стороны. Мама может придумать истории любую концовку, тем самым подсказать ребенку выход из сложной для него ситуации. Помимо того, кукольное представление развивает, обучает и воспитывает.

Если фантазия родителей не настолько богата, чтобы придумать и разыграть историю, а действо потребует и голосового подражания, и определенных актерских способностей, можно воспользоваться опытом, изложенным в следующих книгах: «Дети, куклы и мы - руководство по куклотерапии» (Ирина Шишова, Татьяна Медведева), «Основы куклотерапии» (Л. Гребенщикова).

Песочная терапия

Это очень интересный метод, который позволит ребенку лучше понять себя, успокоиться и настроиться на выздоровление и преодоление различных жизненных трудностей. Домашние занятия потребуют определенных расходов - на приобретение набора для песочной терапии, но при желании его можно изготовить и самостоятельно. Набор представляет собой поднос, донышко и внутренние бортики которого выкрашивают в голубой цвет. Размеры подноса - 50Х70Х8 см. Понадобится очищенный желтый или белый песочек, вода и масса разных мелочей - от пуговиц до маленьких фигурок, ракушек, гальки.

Никаких умений не требуется. Ребенку и подростку наверняка придется по душе создание композиций из песка, рисунков пальцем, строительство мини-замков с использованием маленьких фигурок и ракушек. Занятие это простое и интересное как для взрослых, так и для малышей.

Что дает такое занятие? Ответ прост - ребенок может выразить в композиции все внутренние конфликты и переживания, страхи, стресс, опасения, ожидания. Если ребенок мал, маме обязательно нужно заниматься вместе с ним, следить, чтобы чадо не наелось песка, не проглотило или не вдохнуло мелкую ракушку, но навязывать малышу свое видение картины песчаного мира категорически запрещено. Лучше чаще интересуйтесь, почему этот предмет положен чадом туда, а этот - сюда.

Глинотерапия

Не пластилин, не кинетический песок, а именно глина имеет наибольший лечебный и профилактический эффект. Арт-терапевтические занятия лепкой из глины вполне можно проводить дома, используя специальные наборы для творчества. Глина теплая и приятная на ощупь, она улучшает кровообращение в пальчиках, процесс лепки из нее доставляет удовольствие и взрослым, и деткам.

Помимо развития моторики, глинотерапия способна помочь детям с задержкой развития речи, сложностями в выражении эмоций, ребятам с проблемным поведением. Очень полезны такие занятия для детей с ДЦП и другими формами параличей и порезов, ведь стимулируются нервные окончания и кора головного мозга.


Заниматься ребенок должен под присмотром взрослых, которым, в свою очередь, поможет книга «Глина с характером» (А. Лельчук).

Выводы

Не обязательно выбирать один метод, многие из них прекрасно сочетаются друг с другом: можно лепить под музыку, танцевать под музыку, рисовать и одновременно слушать лечебную мамину сказку. Как комбинировать занятия, решать только родителям.

Стоит отметить, что домашние занятия хороши для профилактики, для снятия ежедневного стресса, усталости. При возникновении проблем или заболеваний без видимых причин все-таки лучше посетить специалиста - врача-педиатра и детского психолога. Если ребенку понадобится коррекция арт-терапией, специалист даст индивидуальные рекомендации и подскажет, на каких методиках остановить свой выбор для решения определенной проблемы.

Сегодня лечение искусством более, чем доступно. Многие школы и детские сады принимают в штат собственного арт-терапевта или психолога с соответствующими знаниями и опытом. Если такой специалист есть, не стоит пренебрегать его советами, по возможности пусть ребенок посещает его.


Арт-терапия - метод вспомогательный. Не стоит думать, что только при помощи рисования или музыки можно вылечить тяжелые заболевания. Отказываться от лечения в пользу терапии искусством не стоит. Лучше всего их умело сочетать - результат будет отличным.

Все секреты арт-терапии для детей смотрите в следующем видео.