Метод шичиды. Метод Шичиды: развивающие занятия для детей

Психологи и ученые всего мира тщательно изучают поведение ребят различного возраста. Многолетние исследования подтвердили, что основы обучения закладываются у детей с момента их появления на свет. Закрепляются эти азы к трехлетнему возрасту. Именно поэтому рекомендуется начинать развивать малыша практически с рождения. Для таких целей существует большое число различных методик. Это система Монтессори, развитие Железновых, методика Зайцева и многие другие. Одним из популярных в Японии является метод Шичиды. Это уникальная система развития ребенка с самого рождения. Рассмотрим более подробно, что она собой представляет.

Немного об авторе

Макото Шичида - автор уникальной методики, обладает докторской степенью в отрасли образования. Профессор - достаточно известный общественный деятель в Японии. Длительное время он занимался исследованием мозга. Это позволило ему открыть множество интересных фактов, которые легли в основу разработанной им методики.

Сорок лет исследовательской деятельности и 20 - успешной практики, полностью подтвердили его взгляды. Удивительный человек заставил посмотреть на возможности ребенка по-новому. Макото Шичида доказывает, что все дети с самого рождения обладают уникальными способностями, которые необходимо развивать.

Профессором написано множество книг. Тем, кто хотел бы с ними ознакомиться, необходимо изучить японский язык. К сожалению, на английский были переведены не все книги Шичиды, а только 4 из них. В русском варианте существует лишь одна.

Основы методики

Автор, длительное время изучавший работу мозга, утверждает, что у малыша до трех лет доминирует правое полушарие. Если углубиться в анатомию, то можно понять, как функционирует серое вещество. Левое полушарие отвечает за осознанные действия ребенка. Благодаря ему малыш понимает, как стоять, ходить, сидеть. Правое полушарие несет ответственность за неосознанные действия, находящиеся на подсознательном уровне. Это различные таланты, склонности к изучению языков.

В своих книгах профессор много внимания уделяет именно правому полушарию ребенка. Согласно его утверждениям, оно способно запоминать множество информации. Методика Шичиды базируется на развитии именно правого полушария. Занимаясь с малышом до 3 лет можно выявить у него самые различные творческие способности, развить интуицию, фотографическую память, быстрое чтение, склонности к математике, освоению иностранных языков.

С трехлетнего возраста начинает доминировать левое полушарие. У ребенка начинают развиваться склонности к логическим рассуждениям, улучшается мелкая формируются лингвистические навыки. С этого возраста уже значительно труднее обучить кроху чувственному восприятию.

Основные принципы, на которых базируется метод Шичиды:

  1. Неталантливых детей не существует. Все малыши с рождения гениальны. Необходимо выявить и развить таланты.
  2. Только в результате тесного контакта между родителями и ребенком возможно качественное обучение.
  3. В малыше следует развивать, наряду с интеллектуальной сферой, чувственную.
  4. Занятия обязательно должны быть регулярными и последовательными. В противном случае результатов можно не дождаться.

Как проходят занятия

Что же представляет собой методика Макото Шичиды? Это которые развивают у малыша правое полушарие. Конечно, лучше всего обучать ребенка до трех лет. Но такие уроки не менее полезны для подростков, и даже взрослых людей.

Начинается урок с расслабления под музыку. Затем рекомендуется сделать дыхательную гимнастику. И только затем переходят к упражнениям для развития воображения. Эти несложные правила позволяют активизировать функционирование правого полушария.

После этого следуют развивающие игры, тренирующие в ребенке ясновидение, интуицию, телепатию. Фотографическую память развивают при помощи показа флэш-карточек.

Методика Шичиды обладает множеством особенностей. Так, рассказы и сказки звучат не в обычном, а в быстром темпе. Иногда совершенно непонятно, о чем идет речь. Именно такой темп способствует развитию правого полушария. Кроме того, он тренирует у ребенка скорочтение.

Схема занятия

В Японии открыто множество школ, в которых практикуют метод Шичиды. К сожалению, у нас таких центров нет. Поэтому родителям приходится самостоятельно заниматься с ребенком по данной методике.

Рассмотрим, как выглядят занятия по Шичиде:

  1. Релаксация. Необходима музыка с «альфа»-волнами. Такое сопровождение должно звучать в течение всего занятия. Устройтесь в кресле или на диване удобно. А кроху посадите лицом к себе на колени.
  2. Дыхательные упражнения. Предложите ребенку подуть на бабочку либо пчелку из бумаги. Эти игрушки периодически обновляйте, поскольку кроха быстро утратит к ним интерес. Со временем попросите малыша дуть на воображаемые предметы, например, снежинку, одуванчик.
  3. Шар энергии. Представьте, что вы берете в руки шар энергии. Покатайте его, словно снежный ком, а затем вылейте на свою макушку. Следующий шар энергии необходимо выпить. Ребенок должен повторить за вами эти движения. И очень важно донести до него информацию, чтобы он понял, что он делает.
  4. Внушение. Улыбнитесь малышу и тихо произнесите три фразы: «Ты любим», «Ты особенный», «Ты все можешь». Необязательно повторять именно эти слова. Суть этого упражнения - донести до малыша, как сильно вы его любите.
  5. Занятие на воображение. Для малышей подойдет ролевая мини-игра: показать, как кушает гномик, гуляет, отдыхает. Более старшие дети могут помечтать. Например, предложите ребенку ситуацию: «Мы сели в поезд и поехали к дедушке с бабушкой». Какие пирожки испекла бабушка? С картошкой? Позвольте ребенку развить свою фантазию.
  6. Тренировка экстрасенсорики. Метод Шичиды содержит множество упражнений. Некоторые из них будут приведены ниже.
  7. Гимнастика для глаз. Для малышей подойдет следующее упражнение. Возьмите колокольчик и поносите его перед ребенком, вверх-вниз, вправо-влево.
  8. Флэш-карточки. Подберите картинки на различные тематики: животные, транспорт, цветы и т. д. Их у вас должно быть не менее 100 штук. Чтобы активизировать правое полушарие, необходимо соблюдать некоторые условия. На этом настаивает профессор Шичида. Карточки должны задерживаться перед глазами ребенка не более одной секунды. Показывая картинку, необходимо называть ее. Такое упражнение позволяет задействовать сразу оба полушария. Скорость показа активизирует функционирование правой части мозга. А при назывании карточки ребенок подключает в работу левое полушарие. Следует упомянуть и о математике. Профессор рекомендует показывать исключительно карточку-ответ. К примеру, вы говорите ребенку «Один плюс один», и очень быстро показываете картинку с двумя точками. Вместо точек могут быть мишки, бабочки.
  9. Работа над фотографической памятью. Понадобятся похожие картинки, которые обладают одним различием. Доли секунды ребенку демонстрируют одну карточку. Потом показывают обе, и задают вопрос: «Какую картинку ты уже видел?».
  10. Упражнения на цветовосприятие, тренировка тактильных ощущений, узнавание запахов. Все творческие занятия следуют после главного блока.
  11. Внушение. Завершает занятие упражнение, о котором выше уже упоминалось. Обязательно дайте почувствовать крохе, насколько он любим.

Школа раннего развития по данному методу подразумевает регулярные уроки. По длительности они должны занимать около 30-40 минут.

Упражнения для развития экстрасенсорных способностей

Это один из ключевых моментов в методике. Нужно ли развивать экстрасенсорные способности? Такие вопросы возникают практически у всех родителей, которых заинтересовала методика Макото Шичиды.

Следует сказать, что интуиция является одной из разновидностей таких способностей. Это качество очень помогает в жизни. Ведь человек, обладающий отличной интуицией, способен чаще других выигрывать в лотерею, брать на экзамене «нужный» билет. Кроме того, это качество играет весомую роль в различных научных изобретениях и открытиях.

Все игры, развивающие экстрасенсорные способности, разделены на следующие категории:

  1. Телепатия - способность передавать чувства и мысли на расстоянии без применения технических средств.
  2. Ясновидение - получение информации о каком-либо событии без участия известных органов чувств.
  3. Предвидение - способность предугадать, предвидеть события, которые должны произойти.
  4. Психометрия - умение сообщать информацию о владельце либо предмете через контакт с ними.
  5. Телекинез - способность усилием мысли воздействовать на физические объекты.

Для развития таких способностей профессор рекомендует следующие простые упражнения:

  1. Развиваем телепатию. Во время занятия, когда ребенок сидит на ваших коленях, представьте любую фигуру, определенного цвета. Постарайтесь мысленно послать эту информацию своему ребенку. Затем спросите у крохи, что он увидел. К примеру: «Я посылаю тебе квадрат, какой у него цвет?». Обязательно похвалите ребенка.
  2. Развиваем интуицию. Начинайте с самого простого упражнения. Попросите угадать, в какой руке у вас спрятан зайчик. Под каким стаканом сидит жучок? Затем переходите к более сложным упражнениям. Предложите ребенку три киндер-яйца, и узнайте у него, в котором из них сидит мишка.

Развитие фотографической памяти

Никто не станет спорить, что тренировка памяти - обязательная составляющая гармоничного развития. Существуют даже специальные развивающие игрушки для таких целей. Однако что подразумевает фотографическая память? И чем она отличается от обычной?

Человек, обладающий развитой фотографической памятью, имеет прекрасный доступ к информации, когда-либо им полученной. Другими словами, такой индивидуум способен вспомнить любую книгу, когда-либо прочитанную, и даже те страницы, которые он видел. Ведь информация просматривается в его голове, как на экране. Такую память можно сравнить с фотографическим снимком.

Для тренировки этих способностей разработаны следующие развивающие игры:

  1. «Что исчезло, что возникло?». Для игры вам понадобятся любые предметы. Разложите их на столе и покажите ребенку. Затем уберите, незаметно для малыша, либо добавьте 1 вещь. Ребенок должен отгадать, что появилось либо что пропало. Начинать рекомендуется с 3 предметов. Со временем количество вещей увеличивайте. Для усложнения игры убирайте по 2-3 предмета.
  2. «Что спряталась в коробке?». Положите в какую-либо емкость 3-4 предмета. Накройте их тканью. На мгновение разрешите малышу взглянуть на предметы, и тут же закройте коробку. Малыш должен сказать, какие вещи он увидел. Постепенно увеличивайте количество предметов.

Развитие логического мышления

Для необходимо научить его осваивать новое, привить малышу способность «придумывать и действовать в уме». Именно эти качества приобретает кроха с развитием логического мышления. Ребенок, обладающий таким качеством, значительно легче учится в школе, способен решать возникающие проблемы и каждодневные задачи. Он отлично формулирует свои мысли, делает заключения и выводы, рассуждает. Развивая логическое мышление, вы прививаете ребенку такие качества, как смекалка, сообразительность, любознательность и наблюдательность.

Чаще всего для детей на занятиях Шичиды применяется головоломка «Танграм». Это игра, которая состоит из 7 фигур, предназначенных для сбора определенного объекта. Однако не следует ограничивать развитие логического мышления одной головоломкой.

Вы можете использовать любые развивающие игрушки, которые есть у вас. Достаточно популярны и эффективны следующие игры:

  • «Волшебный круг».
  • «Пентамино».
  • «Листик».
  • «Волшебный квадрат».
  • «Колумбово яйцо».
  • «Вьетнамская игра».
  • «Судоку».
  • «Домино».

Развитие воображения

Это очень важное направление в гармоничном развитии ребенка. Школа раннего развития по методике Шичиды уделяет много внимания развитию воображения. Ведь оно является начальной ступенькой визуализации. Люди, отличающиеся развитым воображением, достаточно любознательны. Именно они обеспечивают прогресс в искусстве, науке и многих других сферах. Неудивительно. Ведь только тот человек, который мыслит и умеет представлять будущее, способен увидеть в обычном предмете гениальное.

Прекрасными упражнениями для детей станут следующие игры:

  1. «Динозаврик в парке». Предложите крохе бумажный парк со скамейками, деревьями и пластмассовую фигурку любого животного. У нас это динозаврик. Родители должны взять ручку малыша с фигуркой и перемещать ее по парку. В это время необходимо приговаривать: «Вот динозаврик. Он прогуливается по парку. Теперь он кушает листочки с дерева. Сейчас он хочет отдохнуть и садится на лавочку». Очень скоро кроха сам начнет придумывать свои маленькие истории про героев: куда и зачем они будут ходить, и что станут делать.
  2. «Цепочка памяти». Это очень распространенная игра в методике Шичиды. Она еще называется методом абсурдных историй. Ребенок, внимательно слушая, как вы придумываете истории с картинками, захочет сам сочинять свои рассказы. Это достаточно забавная игра и при этом очень серьезная.
  3. «На что похоже?». Развивать малыша можно не только на занятиях. Во время прогулки обратите внимание ребенка на лужи, облака, листочки, камешки. Все эти предметы по своей форме могут напоминать определенные вещи, с которыми ребенок сталкивается в жизни. Узнайте, что они напомнили малышу. Обязательно выслушайте ребенка, а затем расскажите свою версию.

Как развить скорочтение?

Ускоренное обучение для детей вызывает у родителей большой интерес. Каждая мама хочет, чтобы ее чадо практически с пеленок умело читать, считать, логически рассуждать.

Методика Шичиды включает в себя обучение скорочтению. Для развития такого навыка рекомендуются следующие упражнения:

  1. Заготовьте карточки с написанными на них простыми словами. Желательно начинать с трехбуквенных: дом, кот, пес. Быстро покажите малышу карточки и уберите их. Малыш должен сказать, что написано было на них.
  2. Для совсем маленьких ребятишек достаточно будет одних букв. Если кроха еще не умеет разговаривать, то заготовьте и для него такие же карточки. Продемонстрировав малышу картинку, предложите из его коллекции подобрать такую же.

Как вы уже догадались, у малыша во время данного занятия развивается фотографическая память. Кроме того, это упражнение подготавливает ваше чадо к скорочтению.

Крепкие объятия

Развивая ребенка, не забывайте о важной составляющей ваших взаимоотношений с крохой. Обязательно демонстрируйте ему свою любовь. Макото Шичида советует обязательно обнимать малыша.

Отличным примером может послужить следующая ситуация. Попросите кроху помочь вам вымыть посуду. Когда ребенок справится с поручением, обязательно похвалите его: «Спасибо тебе за твою помощь! Ты мне отлично помог! Я очень тебя люблю!». Обнимите малыша и не отпускайте из своих объятий на протяжении 8 секунд.

Этого времени вполне достаточно, чтобы ваша любовь дошла до сердечка крохи. Это упражнение также входит в методику удивительного профессора. Оно закладывает азы гармоничного взаимоотношения между ребенком и родителями.

Мнения о методике

Что же думают о таком развитии детей специалисты и родители? Опытные преподаватели оценили по достоинству методику, которую разработал профессор Шичида. Отзывы специалистов полностью подтверждают эффективность таких занятий.

Ведь на них задействованы все «средства связи» с головным мозгом малыша: музыкальное сопровождение, зрительные образы, игры. Кроме того, правильно выстроена схема занятия.

Не меньший восторг вызывает методика у родителей. Такие занятия очень интересны детям. Малыши с удовольствием обучаются. Кроме того, многие мамы очень быстро замечают прекрасные результаты. Особенно удивляет родителей, как быстро развивается у крох фотографическая память. Многие детки, вернувшись из садика, способны точно восстановить, кто и в чем был одет.

К сожалению, к нам эта методика пришла совсем недавно. Поэтому сказать о более длительных результатах сложно. Но родители, которые решили развивать малыша согласно рекомендациям Шичиды, оставляют о ней только восторженные отзывы.

Ольга Березовская
Конспект занятия по методике Макото Шичида

Конспект занятия во второй младшей группе по методике Макото Шичида

(в рамках самообразования)

Подготовила и провела воспитатель 2 младшей группы

Березовская О. Н.

Длительность занятия : 25-30 мин.

Время проведения : I половина дня после НОД, II половина дня после полдника

Для более эффективной активизации мозговой деятельности включаю фоном музыку композиции в альфа-обработке Джеффри Томпсона.

Цель : развитии правого полушария мозга.

Задачи :

Снижение повышенного тонуса детей;

Развивать сенсорные способности, мелкую моторику рук;

Формирование конструктивных навыков .

Подготовка : Аудио-запись, в разных местах группы приготовлен раздаточный материал (степы,карточки Мемори,ножницы, конструктор деревянный или "Лего", карточки- палитры, репродукции Ван Гога и Куинджи)

Количество детей : 2-3 человека (желательно индивидуально)

Ход занятия:

Дети играют после полдника. Воспитатель предлагает обратить внимание на бабочек.

1. Дыхательные упражнения

Это упражнение нацелено на расслабление, потому что правое полушарие предпочитает для своей деятельности расслабленное состояние. Оно является частью настройки на занятие . Во время задания ребенок должен делать глубокие вдохи и выдохи в течении 2 минут. Я для этого упражнения изготовила пособие «Бабочки летают»

2. Образы. Шар энергии

Садимся с ребенком друг перед другом. Трем ладошки друг о друга с комментариями о том, что вы сейчас собираете положительную энергию из окружающего пространства. Затем обнаруживаем, что сейчас у вас между ладошек уже маленький шарик с энергией и он продолжает плавно расти. По мере роста шара ладошки расходятся в стороны по размеру шара. После того как ваши энергетические шары стали такими большим, что их сложно удержать энергию можно вылить на себя. Еще есть вариант с большим шаром - его уменьшение. Сжимаем шар с усилиями до размера горошины, затем кушаем.

3. Память и внимательность. Карточки

Показываем набор карточек в течении 3 секунд и убираем. Показываем его второй раз, но при этом забываем одну из карточек. Ребенок должен угадать, что забыто. Для не говорящих выбрать изображения, которые ребенок может показать жестами или звуками.

Суть задания : 1. раскладываю карточки максимально быстро. 2. собираю карточки в стопочку. 3. убираю ежика. 4. раскладываю оставшиеся карточки. 5. спрашиваю какой карточке не стало. В следующий раз я значительно увеличу число карточек.

Предлагаю переместиться на строительную площадку

4. Конструирование

На первых этапах предлагаем собрать из частей конструктора или мозайки заготовку по образцу. Необходимо собрать такую же фигуру по образцу, по памяти. Задание усложняется количеством деталей

Воспитатель : Я хочу вам предложить построить вот такую башню. Вам необходимо найти кубики как у меня-по цвету и форме. Хорошо! Справились!Давайте сложим в коробку.

5. Изучаем цвета

План дня по изучению красного цвета :

1. Показываем группу красных предметов и объясняем , что они красного цвета.

2. Рисуем рисунок или раскрашиваем картинку красными цветами, можно внести разнообразие использованием красных красок, фломастеров, карандашей и мелков. Альтернативой рисованию может быть лепка.

3. Предлагаю сортировку - выбрать красные детали из предложенного набора игрушек и предметов разного цвета .

4. Устраиваю «охоту» на красные вещи. Совместно везде ищем красный.: в интерьере и одежде, на прогулке прошу показать красные машины, ведерко, лапатку и пр.

5. Предлагаю найти картинки с изображением красных предметов в книгах .

6. Внимательность. Картинки

Воспитатель : Посмотрите,какая у меня интересная книга. Дети подходят и рассматривают иллюстрацию

Показать рисунок на несколько секунд, затем закрыть. Дать другой фон. Предложить ребенку назвать не хватающие объекты.

Пример задания на память и внимательность.

Дети перечисляют. Давайте проверим, ничего не забыли? Сравниваем два варианта.

Собираем разрезную картинку.

Воспитатель : Я для вас еще приготовила сюрприз!

Дети выбирают картинку. Переворачивает ее рубашкой вверх. На рубашке прорисованы пунктирные линии. Я предлагаю разрезать квадрат по линиям. Затем собрать ее снова на лист бумаги и приклеить. Пример задания на сбор разрезной картинки. Я предложила несколько заданий их развивающих пособий серии Кумон. Собираем машинку из 4 частей и приклеиваем к основанию. Можно добавить задание на сгибание бумаги и разрезание. Данные задания развивают способность складывать и резать бумагу, навык работы с ножницами, развивает глазомер.

Воспитатель : Молодцы!Вытирайте ручки и можете положить картинку к себе в шкафчик.

9. Телепатия

Воспитатель : Хотите еще поиграть со мной? Смотрите, у меня есть два облачка. Кто из вас может отгадать, за каким из них спряталось солнышко?

Это самые фантастические задания данной методики . Я их включила из любопытства к статистике вероятности правильных ответов. Удивительно, но некоторые дети угадывают 99% загаданных карточек и спрятанных предметов . Задания заключаются в передаче мыслей ребенку. Вопросы : В каком озере есть рыбка? Из какого яичка сейчас вылупится цыпленок? И пр.

Воспитатель : Молодцы,вы просто волшебники! За это я вам дам порисовать.

11. Мандалы

Цвета. Пример задания : Выдаем ребенку восковые мелки и черно-белый вариант мандалы. Для начала достаточно 3-4 карандаша. Затем показываем ребенку цветной вариант на 2 секунды и прячем. Если ребенок плохо справляется с карандашом, то прошу отметить черточками участки цветов. Если моторика хорошо развита- предлагаю раскрасить так же как цветной оригинал.

Внимательность. Формы. Пример задания : Показываю несколько мандал. Ребенок должен найти похожие узором. Для первых занятий достаточно 3-4 мандалы.

14. Memory grid - сетка память. Для работы использования фотопамяти требуется не более 3 секунд. Ребенку выдаем несколько карточек. Затем показываем на несколько секунд 2-3 распечатку с определенной последовательностью таких же карточек. Свою заготовку прячем и просим ребенка разместить по памяти его карточки, как на заготовке

19. Цепочка памяти (Linking memory) . Суть задания состоит в выкладывании последовательности карточек и составлении фантастичной истории по этим карточкам путем связывания объектов их функциями.

Примеры задания Цепочка памяти (Linking memory) . Например, мы выложили ряд из карточек : жираф, медведь, кенгуру. По этим карточками озвучиваем примерно такую историю : жираф пригласил на день рожденья медведя и кенгуру. Затем карточки собираем и последовательно задаем наводящие вопросы для того чтобы ребенок по вопросам восстановил придуманную историю. Карточки лежат рубашкой вверх. Я задаю вопросы. Примеры вопросов :У кого был день рожденья?Кого жираф пригласил? И т. д.

Когда ребенок отвечает правильно, то берет карточку с ответом и переворачивает. В результате у нас должна получится такая же цепочка как в начале задания. Это задание тренирует не только память, но и очень быстро знакомит со свойствами и функциями предметов , объектов и явлений. Количество вопросов и картинок прибавляется.

Если заниматься продолжительное время, можно отметить, что со временем ребенок сам начинает придумывать истории. Это задание стимулирует фантазию и речевую активность.

18. Цветовосприятие.

Пример моего задания на цветовосприятие : на данном этапе тренируется цветовосприятие карточками палитры. Ребенку необходимо найти «лишние» карточки с цветами для картин Ван Гога и Куинджа, либо выбрать палитру цветов,которую он видит на картине.

Изучаем цвета «Цветное лото»

Вариантов лото может быть множество.

Один из наших вариантов. Правила игры :

Раскладываем карточки с животными перед ребенком;

Выдаем одну карточку с палитрой и просим найти животное заданного цвета.

Также можно наоборот выдавать карточки с животными и просить подобрать палитру.

После многократных успешных подборов палитры предлагаю игру на тренировку памяти. Даю черно-белый вариант карточки с животным и прошу подобрать палитру.

Итог :

Занятие необходимо завершить прогулкой на свежем воздухе.

Дети показывают очень хорошие результаты. Моя работа продолжается, т. к. предложенный план занятия можно вариотировать . Считаю необходимым провести его с каждым ребенком в индивидуальном порядке.

МАКОТО ШИЧИДА: «ВСЕ ДЕТИ РОЖДАЮТСЯ ГЕНИЯМИ»

Японский профессор Макото Шичида — создатель популярнейшей в Японии авторской методики раннего развития детей. Его можно смело назвать пионером ускоренного обучения детей, а его методики обучения популярны не только в Японии, но и за рубежом.

Ученый внес огромный вклад в науку и медицину своими исследованиями в сфере изучения человеческого мозга. Благодаря почти сорокалетней научной деятельности и двадцатилетней практической он буквально произвел революционный прорыв в образовании, который изменил отношение к детям, их умственным способностям и методике их обучения. Революционная методика раннего развития Макото Шичида включает в себя методы стимулирования детского мозга. Макото Шичида убежден, что стимуляция головного мозга у детей раннего возраста помогает детям развивать особые способности. Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем выше шанс развить у него гениальные способности и открыть таланты, сокрытые в нем в возрасте от 6 месяцев до 3 лет.

В настоящее время по методике раннего развития Макото Шичида в Японии уже действует около 500 развивающих детских центров, из них более 400 основал сам Шичида.

В последнее время система Макото Шичида завоевывает внимание все большего количества почитателей среди родителей, педагогов и в странах постсоветского пространства.

В учебных заведениях, работающих по методике Шичида, учатся дети от 6 месяцев до 6 лет. Именно этот возрастной диапазон автор считает оптимальным для обучения по своей системе.

Ученый уверен, что в возрасте сразу после рождения и до 3 лет мозг ребенка работает как накопитель. Ведь дети в этот период все схватывают на лету, переполнены жаждой знаний, воспринимают и обрабатывают огромные объемы информации, словно маленькие компьютеры, прекрасно запоминая детали. И поэтому в данный возрастной период главная задача родителей и воспитателей стимулировать все пять органов чувств ребенка и обеспечить все потребности для его развития.

Согласно методике раннего развития Макото Шичида, те дети, которых с детства развивают интеллектуально и физически, в будущем могут стать или известными учеными, или спортсменами. Малыши растут и взрослеют гораздо быстрее, чем думают родители. До трех лет у ребенка доминирует правое полушарие мозга. В возрасте 3 лет доминирующую позицию принимает левое полушарие головного мозга.

Правое полушарие мозга маленького человечка начинает свое стремительное развитие еще в утробе матери. Известно, что правое полушарие мозга отвечает за подсознательное и бессознательное, левое полушарие — полушарие сознательного. В одной из своих книг Шичида пишет о том, что правое полушарие имеет большую «емкость» памяти, нежели левое. Но правое и левое полушария мозга развиваются по-разному и в разное время. Правое полушарие мозга постоянно обнуляет старую информационную память, чтобы освободить место для новой, в то время как память из левого полушария никогда не удаляется. Поэтому, развивая правое полушарие, родители открывают возможность более легкого обучения и развития творческих способностей у детей. Правое полушарие еще отвечает за визуальную и пространственную обработку данных, а также способность видеть проблему в нескольких аспектах.

По мнению ученого, к шестилетнему возрасту ребенка его мозг формируется практически полностью, более точно к шести годам около 80 % клеток головного мозга уже развиты. Что дает возможность в возрасте до шести лет успешно развивать у ребенка скорочтение, фотографическую память, редкие музыкальные таланты и математические способности, эмпатию и интуицию. Именно в этом возрасте ребенок отличается лучшими способностями к изучению языков.

К десяти годам головной мозг ребенка уже сформирован почти полностью, приблизительно на 90 %. Поэтому вносить изменения в старшем возрасте очень трудно, а порой невозможно. А развить чувственное восприятие вообще можно только в раннем дошкольном возрасте. То есть чем старше становится ребенок, тем хуже он усваивает и запоминает информацию.

Из всего вышесказанного можно выделить основные принципы метода Макото Шичида.

ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ МАКОТО ШИЧИДА

Все дети рождаются гениями;

Крайне важна крепкая связь между родителями и ребенком;

Доминанта правого полушария мозга у маленьких детей представляет собой уникальную возможность для обучения;

Макото Шичида посвятил исследованиям головного мозга более сорока лет и пришел к удивительным результатам: правое и левое полушария мозга имеют различные возможности. Правое полушарие – как архив информации: оно запоминает всё, что когда-либо хоть краем глаза видел или чувствовал человек, и воспроизводит это в картинках – зрительных образах. Левое полушарие, напротив, имеет краткосрочную память и постоянно стирает лишнюю информацию, однако оно способно обрабатывать информацию с огромной скоростью. Для занесения информации в правое полушарие необходимо мелькание, быстрая демонстрация нового материала. Левое же полушарие требует медленного многократного повторения.

Самый важный возраст для развития по этой методике – с 6 месяцев до 3 лет, когда данное полушарие является доминирующим. Но заниматься полезно и подросткам, и даже взрослым. Чем младше ребенок, тем лучше будет работать методика. Успех занятий зависит от их систематичности и последовательности.

Шичида предлагает развивать правое полушарие циклами коротких разнообразных заданий.

Как строится урок в школе Макото Шичида

Школа раннего развития по данному методу подразумевает регулярные уроки. По длительности они должны занимать около 30–40 минут 1–2 раза в неделю. Состав группы – от четырех до шести детей.

Каждое занятие включает в себя подготовительный этап, направленный на активизацию правого полушария. Эти приемы хорошо знакомы тем, кто занимается йогой. Они помогают снять доминанту левого полушария.

Подготовительный этап состоит из работы с:

    созерцанием – дети должны расслабиться, успокоиться, закрыв глаза;

    дыханием – дети должны настроить дыхание на глубокое и медленное;

    внушением и позитивным настроем.

Активности быстро сменяют друг друга и длятся не более пяти минут. На занятиях обязательно присутствует один из родителей.

Ученики за одно занятие принимают участие более чем в десяти различных играх, а именно: приветствие, различные игры, пение и танцы, загадки, изучение алфавита, чисел и т. д. Детям помогают мамы.

В остальные дни нужно просматривать карточки. Это не так уж сложно с учетом того, что занимает 3 минуты в день. Материал для занятий необходимо делать каждый раз новый, чтобы ребенку не наскучило. Все занятия должны проходить исключительно в расслабленном позитивном состоянии. Безусловно, большинство занятий будет интересно детям после года или даже ближе к двум годам. Но просмотр карточек и занятия для развития мелкой моторики можно начинать уже после шести месяцев, а после девяти месяцев начать играть в самые простые игры на развитие интуиции.

Схема занятия

В Японии открыто множество школ, в которых практикуют метод Шичиды. В России таких центров нет. Поэтому родителям приходится самостоятельно заниматься с ребенком по данной методике. Рассмотрим, как выглядят такие занятия.

    Релаксация под музыку с альфа-волнами. Включаем музыку (она звучит на протяжении всего занятия), садимся удобнее, а малыша сажаем на колени лицом к себе.

    Дыхательное упражнение : ребенку нужно подуть на бумажную пчелку или бабочку. Эти игрушки лучше периодически обновлять, чтобы малыш не потерял интерес. А со временем можно просто дуть на воображаемые вещи: пусть ребенок представит одуванчик или снежинки и дует на них.

    Упражнение «Шар энергии» . В ладони берем шар энергии, катаем его, как ком снега, и словно выливаем себе на макушку. Потом снова берем шар энергии, катаем между ладонями и выпиваем эту энергию. Звучит очень странно, но именно так делают в школах Шичида. Лучше посмотреть, как это делается, на видео, выложенном на YouTube.

    «Внушение» . Улыбаясь, тихо говорим ребенку три фразы: «Ты особенный», «Ты любим», «Ты можешь всё» или что-то подобное. Не обязательно говорить именно так. Главное – донести до ребенка, как вы его любите

    Тренировка воображения (Image Training). С самыми маленькими можно просто поиграть в ролевую мини-игру: показать, как гномик гуляет, как ест, как спит. С детьми постарше можно помечтать: представь, что сели в паровозик и поехали к бабушке. Какой бабушка пирог испекла – с морковкой? Вкусный, наверное! И так далее.

    Тренировка экстрасенсорики (ExtraSensoryPerception):

    Упражнение на телепатию (ребенок к этому времени до сих пор сидит у вас на коленях или очень близко). Маме нужно представить фигуру любого цвета и мысленно послать ее своему ребенку, а потом спросить малыша, что он увидел. Например: «Я посылаю тебе кружок, какого он цвета?» Похвалите ребенка в любом случае. Со временем можно телепатировать самые разные предметы.

    Упражнение на интуицию . Начинаем с самого простого: просим малыша угадать, в какой руке сидит зайчик? Под которым из листочков спрятался жучок? Потом усложняем задачу: предлагаем три яйца «Киндер-сюрприза» и спрашиваем, в каком из них сидит мишка, и тому подобные задания. Количества яиц или картинок со временем увеличиваем. Для начала выбор может делать родитель. Таких упражнений может быть сколько угодно по желанию малыша.

    Гимнастика для глаз . Для самых маленьких берем колокольчик, водим и звеним им вверх-вниз, влево-вправо. Для детей постарше можно скачать видео с гимнастикой в интернете.

    Флеш-карточки – это картинки на самые разные темы (например, цветы, транспорт, дикие животные). Шичида советует начинать со ста штук. Каждую карточку показываем не больше одной секунды. Оптимальный вариант – полсекунды, что, конечно, нелегко, потому что нужно обязательно успеть назвать карточку. Быстрый показ важен, потому что именно при большой скорости активизируется правое полушарие мозга. А называть карточку нужно для подключения и левого полушария: так происходит синхронизация полушарий мозга. Необходимо помнить, что целью применения флеш-карточек не является получение энциклопедических знаний. Одни и те же наборы карточек можно показывать не ранее чем через полгода и не больше трех раз. В школах Шичида карточки бумажные, но в домашних условиях одной семье было бы тяжело заниматься изготовлением такого количества карточек. Поэтому сегодня многие родители флеш-карточки делают в виде компьютерных презентаций.

    Стоит отдельно упомянуть математику по Шичида. Она сделана по аналогии с пособием Гленна Домана, но есть некоторые важные отличия. Например, Шичида советует показывать карточку не более полсекунды, а в примерах показывать только карточку-ответ. Так, учитель говорит: «Два плюс два равно (быстро показывает карточку с четырьмя точками) четыре». А еще Шичида считает, что можно показывать в качестве точек что угодно: бабочек, слонов и т. п. В общем, делать всё, чтобы поддерживать интерес ребенка.

    Игры на развитие фотографической памяти .

    Похожие картинки (Photo Memory). Для этой игры нужны картинки, которые немного отличаются друг от друга. Например, на одной нарисован гномик в синей шапочке, а на другой – в красной. На доли секунды демонстрируем ребенку одну из картинок (лучше на листе формата А4), а затем показываем обе и спрашиваем, какую он уже видел.

    Размести правильно (Space Memory). Нужно показать любые картинки (маленького размера), размещенные на «сетке»: для начала это могут быть три картинки, помещенные на полоске, разделенной на три равные части. Показываем не более одной секунды, а затем просим ребенка разложить те картинки по местам. Самых маленьких просим показать мишке его домик и т. п.

    Найди новую картинку (Flash Memory). Очень быстро показываем и называем несколько картинок (начните с трех штук). А затем раскладываем перед ребенком эти картинки + еще одну, которую малыш еще не видел. Задача – указать на эту картинку или назвать ее. Кто спрятался? Также очень быстро показываем картинки, потом все, кроме одной, раскладываем перед ребенком, а он пробует вспомнить, какой картинки не хватает.

    Мандала – это картинка обычно в виде любой геометрической фигуры. Мандала может быть простой – синий треугольник с желтым кругом внутри, а может быть очень сложной, например, круг, внутри которого нарисованы разные фигуры. Ребенок в данном случае 1–5 секунд смотрит на мандалу, а затем на такой же, но уже бесцветной мандале отмечает карандашами, как она была раскрашена.

    Абсурдная история, или Память «цепочкой» (Linking Memory). Требуется воссоздать смешную историю в картинках. Мама из набора карточек (для начала из трех штук) сочиняет сюжет, например: ворона прыгнула в речку, которая пахла, как роза. Соответственно, перед ребенком лежат картинки: ворона, река и роза. Сначала мама 1–2 раза рассказывает историю, а потом перемешивает карточки, и ребенок пытается вспомнить сюжет. В школах Шичиды со временем дети начинают запоминать расположение сотен картинок, лишь один раз взглянув на них. И делают это уже без какой-либо истории.

    Занятия на цветовосприятие, музыкальный слух, развитие тактильных ощущений, игры на узнавание запахов, поэзия и творческие занятия . Всем этим можно заняться сразу после основного блока. В интернете можно найти массу примеров, как можно развивать слух, обоняние, цветовосприятие и осязание.

    Внушение, описанное выше, завершает занятие . В конце можно спеть вместе с ребенком любимую песенку. Шичида советует заниматься так по 30–40 минут в день, а остальное время позволить ребенку играть. Профессор считал, что самое главное в этих уроках – занятия, описанные в пунктах с первого по шестой включительно. И особое значения для развития правого полушария имеет тренировка воображения. А когда последнее развито, можно с легкостью развить и фотографическую память, и уникальные математические, и даже экстрасенсорные способности. Также очень важным условием успеха являются доверительные и близкие отношения между малышом и родителями, потому что перед занятием очень важно расслабиться.

Упражнения, направленные на гармонизацию отношений с ребенком

Элементы методики Макото Шичида в дошкольное образование могут ввести абсолютно все. Но при этом важно помнить, что без любви ничего не получится. Сам Шичида признает, что «любовь – самый главный элемент в воспитании и развитии детей». Макото Шичида предлагает простые упражнения для родителей и детей, которые помогут первым правильно выражать свою любовь, а вторым – чувствовать ее в полном объеме.

Крепкие 8-секундные объятия

Попросите ребенка помочь вам, например, помыть посуду. После того, как малыш справится с этим заданием, крепко обнимите его и похвалите: «Спасибо за то, что помог! Ты мне действительно помог! Я тебя очень сильно люблю!» И держите в своих объятиях 8 секунд. Как только вы это сделаете, ваша любовь дойдет до сердца ребенка. Вот увидите, от былых капризов не останется и следа. Правда, упражнение на 8-секундные объятия является одним из множества на развитие гармоничных взаимоотношений между родителем и ребенком.

Внимательно слушать, что вам говорит ребенок

Вслушайтесь в ваш разговор с ребенком, кто в нем доминирует? Макото Шичида подчеркивает: разговор не должен быть односторонним. В противном случае ребенок может почувствовать себя ненужным и замкнуться. Умейте не только слушать, но и слышать. Детям важно быть понятыми. Здесь можно применить «метод эха», когда взрослый пытается поставить себя на место ребенка, пытается почувствовать его переживания.

Возьмем для иллюстрации простой разговор:

Мама, Катя плохая.
- Да, Катя плохая. Что она тебе сделала?
- Она ударила меня.
- Она тебя ударила. Почему она тебя ударила?

Таким образом, родитель повторяет за ребенком слова как эхо. Назидательных слов и нравоучений в разговоре быть не должно.

Метод настроя «5 минут»

Метод настроя под названием «5 минут» – настоящая палочка-выручалочка для родителей, которые хотят скорректировать поведение ребенка, избавиться от каких-то негативных моментов: нежелания ходить в детский сад, сосания пальца, лени и пр.

Пять минут – это время, после того как ребенок заснул, но его подсознание работает. Нужно воспользоваться этим временем.

Например, ребенок не хочет ходить в детский сад. Тогда мама начинает нашептывать только что заснувшему дошколенку следующие слова: «… (имя ребёнка), ты теперь большая девочка, тебе уже целых два года. Поэтому ты больше не будешь плакать, когда идешь в детский сад. Ты послушная и жизнерадостная, ты слушаешь маму, и мама тебя очень сильно любит. Сейчас спи крепко-крепко». Макото Шичида отмечал успехи после этого упражнения.

Развитие правого полушария направлено не только на успехи в учебе. Главное заключается в том, что дети развивают спокойный, восприимчивый ко всему новому ум и в дальнейшей жизни смогут учиться всему быстро и легко.

По материалам открытых источников

Макото Шичида предупреждает, что методика рассчитана на долгосрочный результат. К каждому уроку нужно готовить новые карточки, которые нельзя повторять.

О методике раннего развития, разработанной японским профессором Макото Шичида, в нашей стране стало известно совсем недавно. Однако среди тех, кто уже успел с ней познакомиться, не найдётся такого, который бы не проникся этой удивительной философией воспитания. И, если вы не готовы полностью включить её в жизнь своего дошколёнка, то точно позаимствуете некоторые упражнения и техники развития.

Все дети гениальны от рождения

Посвятив изучению головного мозга более 40 лет своей жизни, Макото Шичида пришёл к выводу, что полушария нашего мозга устроены неодинаково и выполняют разные функции. Так, левое отвечает за логику, оно извлекает информацию и стирает лишнее. В правом, напротив, заложен творческий потенциал, оно навсегда «архивирует» все, что когда-то даже мельком видел человек.

Учёный утверждает, что возможности человеческого мозга безграничны, нужно лишь вовремя дать ему «пищу». Вместе с другими исследователями, проповедующими раннее развитие, он считает, что все без исключения новорождённые наделены огромным количеством способностей. Задача родителей – не «растерять» потенциал ребёнка, создав благоприятные условия для его развития.

Идеи Шичиды в корне отличаются от современного дошкольного образования, где стремятся к раннему стимулированию логико-знакового мышления. Такой подход глушит творческое начало ребёнка и приводит его шаблонным действиям.

Методика Шичида направлена на развитие органов чувств, сознательном задействовании правого полушария.

Профессор предлагает давать не набор знаний ребёнку, а вооружать его способностью к запоминанию, а именно развивать фотопамять, чтобы в дальнейшем малыш мог успешно учиться и работать, не теряя силы на зубрёжку. Вместе с этим проявятся и лингвистические способности, и скорочтение.

В раннем возрасте можно пробудить и творческие таланты человека – воображение, способность к нестандартным решениям, любовь к искусству. В большей степени эти качества зависят от умения воспроизводить в голове образы и представления, что нереально без созревания правого полушария.

В это сложно поверить, но и умение интуитивно принимать правильное решение тоже можно развивать. Профессор предлагает ряд упражнений, которые научат ребёнка пользоваться не только известными нам пятью органами чувств, но и включать шестое, которое относится к правому полушарию. Улавливая альфа-сигналы, издаваемые предметами и окружающим миром, маленькие детки способны к предвидению, телепатии и другим паранормальным явлениям.

Но главное условие гармоничного развития личности по методике профессора – это абсолютное отсутствие насилия над его волей. Любовь, доверие и уважение – вот что способно подтолкнуть малыша к занятиям.

Суть правополушарного метода

Во всех упражнениях, которые Шичида предлагает ежедневно проводить с малышом, активно задействовано правое полушарие. И это не случайно. До 3 лет именно оно является доминирующим у крохи, левое же находится в подчинённом состоянии.

Рождаясь, маленький человек получает огромную сеть нейронов, связывающих его полушария. Если их не использовать в первые три года, они исчезнут. Можно заниматься и позже, но такого высокого результата уже не будет, предупреждает Шичида.

Это кажется чудом, но полусекундная демонстрация огромного количества карточек действительно приносит пользу дошкольникам, их мозг к шести годам имеет одинаково развитые полушария. Эффективность данного метода научно доказана множеством исследований, в том числе и Гарвардского университета.

Все это непонятно и загадочно, но стоит лишь немного вникнуть в методику и познакомиться с её занятиями, как сразу становится ясно, почему дети, на которых она применяется, столь успешны в обучении и развитии. Не прилагая усилий, они способны запомнить огромное количество информации, легко осваивают языки, быстро читают и считают, некоторые раскрывают даже телепатические таланты.

Особенности занятий

Чем младше ребёнок, тем лучше будет работать методика. Шичида рекомендует начинать с полугода до 6 лет. Что же будет делать шестимесячный ребёнок на занятиях? Наблюдать, как выполняют упражнения его родители. Школы Шичиды дети посещают вместе со взрослыми. Находясь на руках мамы или папы, малыш максимально вовлечён в процесс, и вскоре начинает помогать им и справляться с заданиями самостоятельно.

Основная идея профессора – заниматься с детьми в очень быстром темпе, в таком, где на каждую игру отводится всего 1-2 минуты. При этом необходимо создать максимально доброжелательную и спокойную обстановку, в которой малышу будет легко сконцентрироваться на упражнении.

Именно отсутствие стресса в совокупности с динамичным темпом включает в работу правое полушарие и способствует его развитию, уверен учёный.

Примеры упражнений и как к ним готовиться

Проведение занятий по методике требует огромного разнообразия материалов. Они не должны повторяться более чем раз в 2-3 месяца. Конечно, если вы не успели подготовиться, лучше поработать с теми материалами, которые уже были задействованы, чем совсем пропустить занятие.

Подбирая упражнения, родители должны самостоятельно определиться со степенью его сложности. Если, выполняя их, малыш не укладывается в 1-2 минуты, ему стоит помочь и в следующий раз предложить облегчённый вариант задания.

Занятия лучше проводить ежедневно. Это довольно сложно делать дома, поэтому разрешается 2-3 раза в неделю провести полноценные уроки, а к остальным подобрать лишь основные упражнения. В зависимости от возможностей дошкольника занятие длится от 15 минут до часа.

Лучше всего приступать к занятиям утром или сразу после дневного сна, когда мозговая активность ребёнка выше.

Настрой

Как уже говорилось, обучение должно проходить в комфортной и спокойной обстановке. Если малыш возбуждён или не в настроении, лучше немного отложить урок и постараться его отвлечь: почитайте любимую книгу, поговорите, можно просто посидеть в обнимку.

За 10 минут до начала занятий необходимо включить музыку с альфа-волнами, во время урока её нужно немного приглушить и оставить для фона. В своих книгах Шичида упоминает композиции Джефри Томпсона. Следует помнить, что эту музыку не стоит включать вне занятий.

Затем можно приступить к специальным упражнениям на расслабление, которые помогут настроиться на обучение.

Упражнение на дыхание

Дети до года обычно ещё не умеют дуть, остальным можно предложить задувание свечки, бульканье через соломинку в стакане с водой, мыльные пузыри. Также подойдут вертушки из фольги, которые приходят в движение от потока воздуха, или подвешенные на ленточках перья.

Шар энергии

Это упражнению на визуализацию может многих немного напугать или показаться бредом, но дети его очень любят и воспринимают как нечто сказочное.

Предложите малышу потереть ладошки друг о друга быстро-быстро, чтобы они стали тёплыми. Затем, собрав всю энергию с рук, лепим воображаемый шар энергии. Когда он «станет» большим, им можно умыться или съесть! Если малышу ещё нет года, и он не сможет проделать эти манипуляции, можно усадить кроху на колени и «управлять энергией» при помощи его ручонок.

Работа над фотографической памятью

Развитие фотографической памяти – это не только мелькание карточек, как считают некоторые родители. Помимо этого, у доктора Макото есть ещё целый ряд упражнений.

Сетка памяти

Дошкольнику предлагается расчерченный на квадраты лист (или стеллаж с полками, коробка из-под яиц), где в каждой ячейке лежит карточка с изображением (или игрушки, мелкие предметы). Малыш смотрит на них некоторое время и старается запомнить. Затем карточки необходимо смешать, чтобы будущий гений расставил их по своим местам.

В эту игру можно играть с детками, которым уже исполнилось 2,5-3 года. Можно усложнить задание — при смешивании убрать одну карточку или добавить новую и попросить малыша догадаться, что изменилось.

Цепочка памяти

В данном упражнении детям необходимо запомнить цепочку картинок или предметов, которую взрослый связал какой-нибудь абсурдной историей. Например, в логичной истории птичка взлетела на дерево и съела яблоко, а в абсурдной птичка упала с яблока и съела дерево, или в логичной истории из стакана пьют сок, а в нашей истории в стакане моют посуду и т. д.

В таких историях малыш не сможет воспользоваться ассоциациями, а, чтобы запомнить предметы, его мозгу придётся задействовать правое полушарие. Если говорить о возрастных рамках – главное, чтобы малыш уже понимал абсурдность истории (2-3 года).

Мандала – карточка с симметричным рисунком из геометрических форм. Его сложно анализировать, поэтому мандалу используют для расслабления и концентрации.

В упражнении крохе показывают картинку в течение 5 секунд, затем убирают и просят схематически обозначить её цвета на шаблоне узора.

Данный метод основан на том, что сетчатка глаза способная сохранять запомнившиеся цвета непродолжительное время.

Для совсем маленьких деток можно придумать упрощённый вариант игры: подберите две мандалы, которые отличаются лишь несколькими элементами. Вначале покажите одну, затем обе и попросите малыша вспомнить, какую из их он видел первой.

Вместо мандал можно нарисовать две симметричные картинки, одну из которых нужно раскрасить, или воспользоваться изображениями типа «найди отличия».

Флэш-карты

Данный игровой материал представляет собой набор карточек с изображениями, с которыми необходимо знакомить кроху в очень быстром темпе (около половины секунды). За одно занятие должно быть показано 100 картинок.

К каждому уроку нужно готовить новые карточки, которые нельзя повторять в течение нескольких месяцев. Это создаёт большую сложность при подготовке к упражнению, ведь за год придётся приготовить около 36 тыс. изображений. Естественно в домашних условиях это сделать невозможно, поэтому многие родители заменяют карточки на слайды, которые демонстрируются на проекторе или обычном компьютере.

Показывая флеш-карточки Шичида, не забывайте называть, что на них изображено. Так, воспринимая зрительный образ и речь, кроха развивает фотографическую память.

Многие могут увидеть в этом упражнении схожесть с методикой Домана, однако японский ученый предлагает не вкладывать в ребёнка академический набор знаний и понятий, а лишь развивать правое полушарие при помощи мелькания образов.

Для развития воображения, восприятия и других психологических процессов профессор рекомендует играть с ребёнком в древнюю головоломку Танграм. Она представляет собой 7 плоских фигур, из которых необходимо сложить новую фигуру. Вы выкладываете образец – малыш повторяет. Можно усложнить упражнение и предложить повторить узор по памяти.

Кроме этого можно воспользоваться или обычным конструктором.

И снова моторика!

О её влиянии на развитие головного мозга известно даже самым ленивым родителям. И, если у вас подрастает малыш, то наверняка вам знакомы такие занятия, как шнуровка, нанизывание бусин, оригами, вырезание, раскрашивание, магнитная рыбалка и многое другое, но не дольше 2 минут за урок.

Игры на воображение

Попросите малыша представить себя кем-нибудь и изобразить это действиями. Например, «Представь себя птичкой. Покажи, как ты радуешься весне, строишь гнездо, летаешь в небе».

Ребёнку постарше можно предложить выдумать историю и добавить неё как можно больше подробностей. Например, «Мы отправились в поход. Как пойдём? Что увидим? Какая будет погода?».

Чтобы мозг крохи мог мыслить креативно, ему нужна регулярная «подпитка», которая даст своеобразный фундамент для созидания чего-то нового. Речь идёт о впечатлениях, эмоциях, интересном опыте и т. д.

Развитие математических способностей

Как и Глеб Доман, его японский коллега предлагает использовать для этого показ карточек с примерами. Только у Шичиды на них могут быть изображены не только точки, но и изображения цветов, фруктов, животных, чтобы стимулировать у крошки интерес к обучению.

Сенсорика

Упражнение на цветовосприятие

Подберите несколько изображений известных картин. Предложите ребёнку с помощью карточек палитры или набора карандашей найти на картинах нужные цвета или убрать те, которые не присутствуют в композиции.

Интуиция

Тем, кто скептически относятся к эзотерическим способностям можно пропустить этот блок упражнений, остальным можно попробовать развить «шестое чувство» у ребёнка.

Попросите малыша угадать, под какой коробочкой спрятан предмет, или в какой руке зажата конфета. Также можно разложить перед крохой перевёрнутые карточки и попросить «почувствовать», на какой из них изображён жучок, например.

Физические упражнения

Элементы физической активности обязательно должны присутствовать при любом обучении. Небольшая зарядка не позволит крохе быстро утомиться и будет полезна для здоровья.

Также следует включить в занятие и гимнастику для глаз. Для самых маленьких гениев подойдёт звенящий колокольчик, которым родители водят в разных направлениях. Деткам постарше подойдут для разминки специальные картинки.

Любовь, как главный компонент

Именно любовь родителей Макото Шичида выдвигает на первый план в развитии ребёнка, но её нужно ещё донести до сердца любимого чада. Для этого он предлагает взрослым три удивительных способа.

Крепкие 8-секундные объятия

Да! Ровно столько времени нужно, чтобы ваша любовь успела дойти до сердца малыша. После того, как кроха порадовал вас хорошим поступком или помог, заключите его в свои объятия и скажите, как он важен для вас и как сильно вы в нём нуждаетесь. После такой реакции любому ребёнку захочется быть послушным и хорошим.

Будьте внимательными

Речь идет об активном слушании своего чада, когда взрослый выражает понимание к его чувствам и переживаниям. Не умаляйте значимость «проблем» ребёнка, это вам они кажутся пустяковыми, а для него на данный момент они очень важны. Например, на фразу крохи о том, что ему не хочется идти в гости, обычно родители начинают поучать и называть это капризом, а нужно расспросить ребёнка, почему он не хочет, может его тяготит что-то и ему нужна помощь и поддержка.

5 минут для того, чтобы стать хорошим

Теперь действуем на бессознательное крохи. Мам всегда что-то не устраивает: ложится не вовремя, ногти грызёт, не хочет идти в сад. Профессор рекомендует настроить ребёнка на нужный лад, когда тот засыпает. Как только малыш закрыл глазки, нашепчите ему на ушко свои желания в течение 5 минут, и они обязательно сбудутся!

Например, «Маша, ты уснула. Спать здорово и полезно. Ты будешь крепко-крепко спать всю ночь, а утром проснёшься бодрой и жизнерадостной. Мама тебя очень сильно любит, ты послушная и добрая девочка и т. д.» — и проблемы с засыпанием вскоре исчезнут!

Такой, простой на первый взгляд, метод на практике оказывается очень эффективным. Это подтверждают многочисленные отзывы благодарных родителей, которые забыли про детские истерики и непослушание.

О воспитании родителей

Вся ответственность за развитие и воспитание малыша лежит на родителях. И чтобы оно было гармоничным, взрослые должны сами поверить в ребёнка и его способности.

В своих трудах профессор даёт родителям ещё несколько полезных советов по воспитанию:

  • не акцентируйте внимание на недостатках своего чада;
  • не ждите, что ребёнок будет идеальным;
  • никогда не сравнивайте его со сверстниками;
  • любите ребёнка не за что-то, а вопреки;
  • не делайте обучение единственным направлением в вашем взаимодействии.

Конечно, добиться полного воплощения методики в жизнь очень сложно. Но попытаться сохранить и преумножить умственный потенциал ребёнка, дарованный ему природой с рождения, все же под силу даже обычным родителям.